28 сентября – память святителя Иосифа, епископа Алавердского — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

28 сентября – память святителя Иосифа, епископа Алавердского

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Однажды во время беседы преподобного Антония Великого с монахами, один молодой инок сидел молча и только смотрел на него. Когда преподобный Антоний спросил: «Почему ты не задаешь мне вопросов?», – тот ответил: «Мне достаточно видеть тебя».

Этот диалог древних монахов вспомнился мне, когда Господь привел меня в величественный собор Алаверди в Верхней Кахети, к месту погребения преподобного Иосифа Алавердского, или по-грузински Иосеба Алавердели, которого Церковь сравнивает со «столпом и утверждением истины», «скрижалью Нового Завета» и называет «украшением Кахети» и «просветителем Алаверди». Святой Иосиф Алавердский был одним из тринадцати сирийских преподобных отцов, прибывших по повелению Царицы Небесной в VI веке в Грузию.

Там, у гробницы преподобного Иосифа, в благодатной тишине под сводами величественного древнего собора, ставшего несокрушимым каменным надгробием апостола Кахети, сердце наполнялось радостью и покоем, которые невидимым неоскудевающим потоком льются от его мощей.

Не хотелось ни говорить, ни слушать, а только смотреть…

Тут разворачиваются страницы великой духовной истории Кахети, всей Грузии.

Откуда происходил святой Иосиф Алавердский, кто были его родители – нам неизвестно. Можно предположить, что он был из знатного рода и получил богословское образование, так как первый катехизис на грузинском языке, упоминаемый в летописях, был составлен им.

После того, как преподобный Иоанн Зедазнийский послал своих двенадцать учеников во все концы Картли и Кахети проповедовать Евангелие, святой Иосиф избрал местом апостольских трудов Кавказские горы, где одинокие селения похожи на ульи пчел, прилепившиеся к скалам, или гнезда птиц, свитых среди камней, а долины Верхней Кахети – на разноцветные шелковые ковры, раскинутые у подножия Кавказа.

Он вырыл в скале пещеру и стал проводить жизнь затворника.

Шли годы. Он не слышал людской речи и не видел человеческого лица. Горные лани приходили к нему, как к преподобному Давиду Гареджийскому, и кормили своим молоком.

Однажды князь той области, охотясь в горах, увидел жилище, подобное норе зверя, где обитал отшельник. Он был удивлен, встретив в пустынном месте боголепного старца. Князю показалось, что это Ангел Божий, и он упал к его ногам, прося молитв и благословения. Беседа с преподобным Иосифом настолько потрясла душу князя, что он стал умолять отшельника распорядиться им и его имением, как тот пожелает. Преподобный молчал в раздумье, а князь просил принять от него дары так, как будто сам пришел за милостыней к монаху. Тогда святой Иосиф, испытав смирение князя, увидев его усердие, благословил построить около своего затвора небольшую деревянную церковь во имя великомученика Георгия Победоносца для совершения Литургии.

Князь немедленно вернулся в свой дом. На этот раз он не принес с охоты шкур зверей и рогов оленей, но радовался, что добыл богатство духовное.

Когда место затвора стало известно окрестным жителям, к преподобному Иосифу стали приходить люди, жаждущие монашеской жизни, и просили, чтобы он был их духовным руководителем. Преподобный с радостью принимал каждого, и вскоре образовался монастырь.

Как опытный воин, святой рассказывал собравшимся инокам о бесовских наваждениях и кознях, о борьбе с темными силами, где нет перемирия и покоя, о борьбе, которая продолжается до самой смерти. Падших в грехи он наказывал, как отец, и, в тоже время, утешал, как мать. Если святого Иосифа можно было сравнить с орлом, который высоко парит над вершинами Кавказа, то теперь этот орел в своем гнезде согревал крыльями птенцов и охранял их от хищных птиц – темных духов.

Преподобный Иосиф построил монастырь, но положил в его основание не царское золото и дары, выпрошенные у князей, а деннонощную молитву.

Неприступные скалы и утесы Кавказа стали епархией святого Иосифа. Он посещал села, которые казались гнездами, прилепившимися к уступам скал; поднимался по тропинкам, где не могли разойтись два путника; переходил через пропасти и стремительные потоки по мостам, сплетенным из ветвей. Часто ночь заставала его в снегу, а заря – в пути.

Он проповедовал Евангелие горцам, похожим на больших детей, и они по-детски отвечали ему своей непритворной любовью.

Простая и безыскусная проповедь тринадцати сирийских монахов, в числе которых был и преподобный Иосиф Алавердский, пришедших в Грузию по повелению Божией Матери в VI веке и послуживших Господу в деле просвещения народа вслед за равноапостольной Ниной, обратила ко Христу целые села и города.

Они пришли как странники, не имея ничего, а их окружал народ более многочисленный, чем толпы, которые бежали за колесницей царя, бросающего золотые монеты.

Будучи нищими, они обогащали других, а в их присутствии князья видели свою нищету. Люди уходили от них, как голодный, насытившийся пищей, уходили с радостью, как получившие неожиданное сокровище, уходили просветленными, неся с собой духовный огонь, как свечи, зажженные от одного светильника.

В чем была сила этих древних проповедников?

Однажды Господь сказал самарянке: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4: 14). Эта вода – благодать Духа Святого. Кто стяжал ее в своем сердце, тот напаяет благодатью души других, и они чувствуют то, что не ощущали, не знали, не испытывали никогда; перед ними как бы приоткрывается завеса материальности и времени, и они видят вечность, дивную в своей красоте. Поэтому слова проповедников принимали сердца, как иссохшая земля – струи дождя.

«Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих. Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву» (Втор. 32: 1-2), и «он сошел, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю» (Пс. 71: 6).

Чувствуя приближающийся конец своей жизни, святой Иосиф поручил управление монастырем старшему из монахов, а сам снова ушел в затвор.

В 570 году, 1450 лет назад, последовала мирная и блаженная его кончина. Святитель Иосиф, после неусыпных апостольских трудов, был погребен в построенном им храме великомученика Георгия Победоносца. Мужественно претерпев многие тяготы и трудности, он, наконец, как написал гимнограф, «добрался до Господа» и обрел покой в Царстве Небесном, где Бог украсил его, «облачил ризой, подобной ризе Господней», «представил светилом Небесным».

Преподобный Иосиф носил на груди крест, вырезанный из древа Животворящего Креста Господня. С этим крестом святой и был погребен.

В IX веке на месте прежнего храма был воздвигнут величественный каменный Алавердский собор, в котором у северной стены, под спудом и сейчас покоятся мощи святителя Иосифа.

Велики были его подвиги. Символом этого величия стал Алавердский собор – до 2004 года самый высокий храм в Грузии.

«Притекающе к священному месту апостольских трудов твоих и блаженного упокоения твоего, молим тебя, святитель Иосиф Алавердский: Кахетинскую страну украсивший Божественным учением, укрепи нас в вере, покрой нас честным твоим омофором и молитвами твоими огради нас от всех зол и скорбей душевных». Аминь.

Алаверди

Место погребения преподобного Иосифа Алавердского в Алаверди

Преподобный Иосиф Алавердский