Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Православные с благодарностью хранят память о добрых делах и беспорочной жизни приснопамятных дивных блаженных людей, которые сияли подобно утренней заре на небесной тверди под видимым и преходящим солнцем, а ныне лучезарные душой веселятся в невечернем свете и постоянно ходатайствуют за нас, возрадованные получением обещаний Христа, так как за труды свои они получили на Небесах бесконечную, неиссякаемую и несказанную радость.
Среди этих блаженных воссиял полный благодати, совершенный в мудрости великий священник, во благе правящий подвижник, градоделец пустынь, Небесный человек и ангел на земле вожделенный Григорий Хандзтийский, или по-грузински – Григол Хандзтели, строитель, духовный отец и архимандрит знаменитого монастыря Хандзта и еще тринадцати славных монастырей в Тао-Кларджети (в Юго-Западной Грузии) и по всей Грузии, ставших добрым примером для всех отцов-пустынников всех времен.
Блаженный Григорий был сыном выдающихся по знатности православных родителей. От утробы Григорий матерью посвящен был Богу. С младых лет в его уста не входили вино и мясо, так как он усвоил душу Христу для поселения, облачен был в монашеский образ, будучи свободен от юношеских шалостей и всякого человеческого волнения, и одиноко пребывал в своем помещении, отведенном ему, почему и называли его отшельником.
Сильно удивляла способность его к учению. Он быстро усвоил псалмы Давида, церковное пение, богослужебный устав и гимнографию; изучил все отеческие писания на грузинском языке, а также грамотность на многих языках, прежде всего, на греческом и арабском, выучил наизусть божественные книги, хорошо изучил и мудрость философов сего мира, воспринимая благое слово, которое он в них находил, и отметая скверное; он имел острый ум и широкое образование, возбужденное любовью к родине сердце, непреклонную волю, незапятнанную мораль, не знающую никакого компромисса.
Корень святости навсегда был посажен в сердце блаженного Григория для произрастания всходов благочестия, семя истинной веры дало росток в его душе, и плоды боголюбия в нем превзошли меру. В таком многообразном благонравии жил в угоду Господу юноша, достойный священнического звания.
Видом он был величественен, плотью худ, ростом статен, во всех отношениях прекрасен до совершенства, здоров телом и беспорочен душой.
Властители, воспитавшие его, благочестивая мать и множество народа пожелали посвятить блаженного в священники. Однако он, хотя и питал любовь к священническому званию, сначала отказался, но затем покорился им, и волей Божией посвящен был во священники.
Когда же блаженный Григорий узнал о намерении князей возвести его в сан епископа, то сердце его очень обеспокоилось, и он бежал с четырьмя друзьями в Тао-Кларджети, в монастырь Опиза.
Там преподобный и его друзья прожили два года в тяжких подвигах монашеского труда по правилу монахов того времени. Эти годы стали для них настоящей школой духовного возрастания. Преподобный Григорий желал отшельнической жизни. Он часто посещал отшельников в окрестных горах и пещерах и учился их добрым делам: у одних – молитве и посту, у других – смирению и любви, у иных – кротости и незлобию, у иных – нестяжательству, у иных – рукоделию в молчании и другим подобным добродетелям.
Укрепившись духовно, преподобный Григорий выходит на великое делание – строительство монастырей в Тао-Кларджети и в других областях Грузии. Эти монастыри стали духовными и культурными центрами: в них переводились святоотеческие творения и богослужебные книги, создавались высокохудожественные литературные памятники, большого расцвета достигла литургическая поэзия. Сам преподобный Григорий переписал весь свод богослужебных Миней, который хранился в основанном им монастыре Хандзта.
Жизнь в монастырях, построенных святым архимандритом Григорием Хандзтели, была основана на строгих правилах, по образцу порядков лавры святого Саввы Освященного. В кельях монахов находились маленькие кровати, невзрачная постель и по кувшинчику для воды, иного утешения для плоти не было у них ни по части съестного, ни по части питья. Жили они тем, что ели за общей трапезой, и многие из них вина не пили вовсе, да и те, которые употребляли его, принимали малость. В кельях их не было камина, так как огонь не разводился, даже свечи ночью не зажигали; ночью происходило пение псалмов, а днем чтение книг и молитва постоянно.
Богомудрый Григорий не принимал в монастыри нерадивых. Прежде он испытывал каждого на всяком добром деле и лишь того, в ком находил невинное сердце, бесхитростное, безропотное, смиренно покорное, ревнующее о всяком добром деле, принимал с радостью. Поэтому его ученики были все прекрасны, достойно усваивали святые его добродетели и уподоблялись благому учителю.
Так, во благе жили они духовно, но телесно пребывали в великой нужде.
Архимандрит Григорий ревностно нес настоятельские труды, был любящим духовным отцом и требовательным наставником иноков. Он не только излагал всякую мудрость божественных книг, но являлся безукоризненным учителем песнопений полного годичного круга, прекрасно знал чин всех праздников, сохраняя в памяти неискоренимо то, что раз было им выучено. Голосом он обладал нежным и услаждающе прекрасным, поразительна была его память. Он знал наизусть канонические книги Нового Завета, а также многие ветхозаветные книги; творения святых учителей он произносил без книг, на память.
Святая и добродетельная жизнь преподобного Григория даже видимым образом выражалась в осиянии его чудесным светом, который видели монахи: во время молитвы из его тела исходили крестообразно лучи света. Украшенный славой, он сиял, как солнце. Монахи знали, что не сжигающий огонь, а Дух Божий осиял праведника, подобно Фаворскому Свету.
Великими и неустанными подвигами поста и молитвы, многолетними иноческими трудами во славу Божию преподобный Григорий стяжал у Господа особые дары власти над темными силами, исцеления болезней и пророчества.
Святой имел благодатную власть не только над людьми, но и над дикой природой и животными.
Однажды монахи собирали бревна и спускали их по оледеневшему склону. Одно сорвалось над проходившим внизу старым монахом. Преподобный Григорий осенил бревно крестным знамением, и оно остановилось.
В другой раз перед преподобным и монахами внезапно предстал олень, преследуемый охотниками. Обойдя остальных, он подбежал к святому Григорию и положил голову ему на плечо. Святой погладил его и сказал: «Именем Христа, тебя не смогут обидеть твои враги, не бойся». Затем отпустил оленя и благословил охотников, восхваливших Бога.
В то время как в Византии, после иконоборческого собора 815 года, православие было сильно теснимо, грузинское монашество, духовно окормляемое преподобным Григорием Хандзтийским, отстаивало и утверждало чистоту православной веры.
Под духовным руководством преподобного Григория началось формирование централизованного грузинского государства, которое завершил святой царь Давид IV Строитель.
Господь даровал духовного вождя Грузии в ту непростую эпоху, когда страна страдала от мусульманского натиска.
В последний год своей земной жизни, в возрасте ста двух лет преподобный Григорий ощутил в своем сердце желание расстаться с плотью и уйти к Богу.
И отошел в вечность великий подвижник Грузинской Церкви в 861 году.
Это был духоносный отец, который не только богомудро руководил всеми монастырями Грузии, заботился о церковном и монастырском устройстве, но и благотворно влиял на жизнь государства.
Мы не только храним память, но, после милосердия Бога, уповаем на твои молитвы, святой старец. Прими, преподобный, в жертву нашу веру, так как ты знаешь нашу любовь к тебе. Не забывай и ты нас, но да будет твоя благодать в помощь нам, чтобы мы оказались с тобой в непреходящей радости со Святой Троицей, Которой принадлежит сила, слава, великолепие и царство без начала и без конца и в хвалах поклонение во веки веков. Аминь.
Монастырь Убиси, Имерети, Грузия, основан в IХ веке преподобным Григорием Хандзтели
Звонница монастыря Убиси
Жилая башня монастыря Убиси
Интерьер Георгиевского храма Убиси
Преподобный Григорий Хандзтели