Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)
в Никольском соборе г. Алма-Аты в день 60-летия преставления святителя Алма-Атинского Николая, 25 октября 2015 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Мы знаем, что любой благоразумный человек, уважающий власть, никогда не дерзнет самовольно принимать на себя властные полномочия, не будет вмешиваться в дела власти, но всегда готов исполнять указания власти, понимая свое подчиненное положение и обязанности подчиненного. Это правда.
Правда и в том, что каждый настоящий христианин осознает себя учеником Христовым, с кротостью и смирением слушает учителей Церкви Христовой и никогда не дерзает самовольно вступать на учительское место, или слушать самозваных учителей, которых никто не поставил учительствовать.
Святой апостол Иаков предупреждает нас: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем» (Иак. 3: 1-2). Из этих слов мы видим, как страшно без высшего призвания учить других, отвергая учителей, поставленных Богом в Церкви.
Из евангельской истории мы знаем, как опасна для человека страсть быть учителем других, страсть, которая господствовала среди книжников и фарисеев. Мы слышим обличающий голос Спасителя в их адрес: «Любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!» (Мф. 23: 6-7). Чтобы оградить Своих последователей от этой страсти, Господь говорит: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья» (Мф. 23: 8).
Эти слова прозвучали почти две тысячи лет назад, но актуальны они и сегодня, потому что и сегодня есть среди христиан такие, кто одержим страстью поучать других, не имея для этого ни Божественного призвания, ни благословения церковного начальства, даже просто не имея знаний.
Поэтому Господь и говорит: «Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос» (Мф. 23: 8).
Пример высшего благоразумия являют нам великие люди Ветхого Завета: боговидец Моисей и пророк Иеремия. Когда Сам Бог посылает их проповедовать, они уклоняются от этого: «Господи! пошли другого, кого можешь послать» (Исх. 4: 13), – говорит Моисей; «О, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод» (Иер. 1: 6), – отвечает Иеремия. И апостолы не самовольно взялись за дело быть ловцами человеков (см.: Мф. 4: 19) и проповедовать Евангелие всей твари (см.: Мк. 16: 15), но были призваны к этому Спасителем.
Уклоняться от учительства в Церкви – признак высшего достоинства, а самовольно становиться учителями – признак крайнего неразумия и гордыни.
У нас один Учитель – Господь Иисус Христос. Только Он является источником закона, только Он – Законодатель и только Он имеет власть учить всех. Но Господь имеет и власть избирать Себе помощников среди людей, поэтому Он Сам «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4: 11-12). Есть в этом мире один Учитель – Христос, а есть учителя – это те, кто передает учение Христово, кого Христос поставил на это служение. Именно в этом смысле апостол Павел называет себя проповедником и учителем язычников (см.: 1 Тим. 2: 7).
Мы все являемся учениками, а потому и должны быть в Церкви – училище премудрости Божией, в тайне сокровенной, – учителя христианские, но не самозваные, а призванные Богом, Духом Святым просвещенные, способные преподавать другим спасительные наставления. Истинно духовные люди, достойные церковные учителя узнаются по тому, что первая ступень их достоинства есть осознание своего недостоинства, а высшая ступень их мудрости есть смирение, поэтому, пока это возможно, они уклоняются от проповеди, от учительства, скрываются среди учеников и никогда по своей воле не становятся учителями. Таким и дается в Церкви «благодать учительного слова».
Печальный опыт показывает, что, как раньше, так и сейчас, все, кого воля Божия через благословение церковной власти не поставила учить, кто не огражден послушанием Церкви, но самочинно берется учить людей «от ветра главы своея», неизбежно становятся вредителями, губителями, разрушителями, потому что, вместо того, чтобы приводить христиан «в единство веры и познания Сына Божия» (Еф. 4: 13), сеют вокруг себя соблазны, раздоры, возмущают церковный мир.
Со времен апостольских стали появляться лжеучители, которые искажали христианскую веру, вносили в Символ веры свои нечестивые изменения, ложно учили о Божестве Господа нашего Иисуса Христа и о Пресвятой Богородице. Многие неразумные последовали за их нечестием и погибли навечно. Апостол Павел предупреждал эфесских христиан: «Я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20: 29-30).
«Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату» (2 Пет. 2: 1-2).
Враг рода человеческого через своих подельников-лжеучителей всегда стремится расхитить стадо Христово, привести христиан к погибели, поэтому «принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11: 14) и «своим служителям дает вид служителей правды, между тем как они возвещают ночь вместо дня, погибель вместо спасения, отчаяние под покровом надежды, вероломство под предлогом веры, антихриста под именем Христа и, прикрывая ложь правдоподобием, тонкой хитростью уничтожают истину. Это бывает оттого, возлюбленнейшие братья, что не обращаются к началу истины, не ищут Главы, не сохраняют учения Небесного Учителя» (священномученик Киприан Карфагенский).
Отвергающие учителей церковных, отвергают Самого Бога, как говорит Господь Иисус Христос: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк. 10: 16). Такие «сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13: 2).
Тяжек грех лжеучителей, производящих расколы и разделения в Церкви Христовой, ужасна их участь и участь тех, кто их слушает и за ними следует: «Да хотя бы таковые претерпели и смерть за исповедание имени [Христова], – пятно их не омоется и самой кровью. Неизгладимая и тяжкая вина раздора не очищается даже страданием. Не может быть мучеником, кто не находится в Церкви…» (священномученик Киприан Карфагенский).
Поэтому надо быть бдительными и благоразумными: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их» (Мф. 7: 15-16).
Наши надежные и верные учителя – все угодники Божии.
К этому великому сонму святых отцов и учителей Церкви принадлежит и святитель Николай, митрополит Алма-Атинский. Сегодня, в день 60-летия его упокоения от земных трудов, мы, его верные ученики, собрались в этом храме, потому что он, безмолвствуя уже многие десятилетия, продолжает действовать и учить нас. Сильнее всяких слов святитель Николай учит нас примером веры, Богом оправданной, и примером жизни, Богом прославленной. Своими молитвами у Престола Божия он укрепляет наши силы и производит благотворные перемены в наших сердцах.
Святитель-исповедник Алма-Атинский Николай не сразу и не самочинно стал учителем Церкви. Он прошел великую и благодатную школу жизни. Прежде призвания на церковное учительство, будущий митрополит сам был смиренным и послушным учеником сначала в родительском доме, потом в монастыре, в духовной семинарии и академии. Вся жизнь святителя Николая – и в благополучные периоды, и в годы страшных репрессий – была христианской школой. Он всегда оставался смиренным и усердным учеником Христовым, верным сыном Церкви, положив в свое время все свои духовные силы на борьбу с церковным расколом на Украине и с обновленческим расколом, а потому Бог и призвал его к высокому церковному учительству.
Став митрополитом Алма-Атинским и Казахстанским владыка Николай написал в одном из своих писем: «Прошлая жизнь со многими ее этапами горькими, дала нам лучший урок к терпению и упованию. Теперь, имея опыт этого учителя, можно <…> смело, бодрым духом изыти на дело свое. Господь зовет».
Мы имеем великое счастье быть учениками Христовыми: можем свободно ходить в храм Божий, слушать духовные наставления, читать Евангелие, творения и жития святых отцов. Когда митрополит Николай возглавлял Алма-Атинскую кафедру, ничего этого у православных не было. В немногие сохранившиеся храмы ходить было опасно. Сейчас время другое, благоприятное. «Теперь, когда миновали черные времена опасных бурь, воссияли тихая аура и приятный свет; теперь, умилостивленный молитвами рабов Своих, Бог поднял Небесной помощью падших и убогих; теперь, уничтожив заговор нечестивцев, Он утер слезы скорбящих. Пали те, что хулили Бога; те, что разрушали святой храм, превратились в еще большие руины» (Лактанций).
Этой благоприятной возможностью мы должны пользоваться в полной мере.
Прославляя сегодня нашего Небесного сродника и учителя святителя Алма-Атинского Николая, постараемся быть прилежными и послушными учениками Церкви Христовой, с простотой и смирением принимая каждое слово церковного учения для своего внутреннего назидания, как земля принимает каждую каплю живительного дождя. Не будем искать учителей-баламутов на стороне, но изберем себе надежных учителей: спасительное слово Христово, святые правила Церкви и опытную мудрость благочестивых и богопросвещенных отцов наших, которые верно приведут нас к Богу. Аминь.