1 ноября – Неделя 21-я по Пятидесятнице

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Вокруг нас постоянно происходят события, к которым мы привыкли и на которые не обращаем внимания. На первый, легкомысленный взгляд за внешней оболочкой этих событий нет ничего серьезного, эти привычные события не несут в себе никакого духовного смысла. Люди смотрят на эти события и ничего особенного не видят, «ибо огрубело сердце народа сего, – говорит Бог, – и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6: 10).

В этом сотворенном Богом мире, мире, живущем по Божественным законам, нет ничего маловажного или бессмысленного, ничто не происходит просто так. Все в этом мире наполнено Божественной премудростью, и на это указывает нам Господь Иисус Христос, наш Учитель и Спаситель.

«Вышел сеятель сеять семя свое» (Лк. 8: 5), – так начинает Господь притчу о сеятеле, которую мы слышали сегодня (см.: Лк. 8: 5-15).

Что в этом событии такого особенного, что Бог останавливает на нем наше внимание?

При поверхностном взгляде ничего особенного нет в этом событии, которое всем хорошо известно, которое повторяется ежегодно с того момента, как человек был изгнан из рая. Ежегодно приходит весна, и сотни тысяч земледельцев выходят на нивы, чтобы сеять.

«Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 8: 5-8).

Каждый сеятель расскажет из собственного опыта, что именно так все и происходит: не все 100% семян дают всходы, часть посеянного гибнет в силу указанных причин.

Господь Иисус Христос через это самое заурядное, привычное всем событие открывает нам великую тайну жизни, объясняет духовную жизнь человека, причины гибели души человеческой и указывает путь спасения. За внешней простотой и привычностью события открывается нам безмерная духовная глубина: сеятель – это Господь Иисус Христос, семя – Его Божественное учение, поле – души человеческие; различные участки поля – разные человеческие души: одни души – полоса при дороге, другие – каменистая часть нивы, третьи – место, заросшее тернием, четвертые же – добрая земля, удаленная от дороги и очищенная от камней и сорняков.

Господь Сам раскрывает нам смысл притчи: «Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 8: 11-15).

Благая Весть адресована всем без исключения людям. Бог пришел на эту землю ради рода человеческого, который тысячелетиями страдал в плену греха. Бог «хочет, чтобы все люди спаслись» (1 Тим. 2: 4), «не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3: 9). К сожалению, не все люди принимают Божественное учение, не все принимают жизнь, и души их остаются мертвыми, бесплодными пустынями. О причинах такого положения дел говорит Господь в этой притче.

Наши души должны стать плодородной землей, а что это такое, объясняет святитель Сербский Николай:

«Добрая земля – это добрые души, души, жаждущие правды и алчущие любви. Как жаждущий олень в поисках источников водных, устремляются эти добрые души по сухой пустыне этого мира, желая погасить свою жажду и голод правдой вечной и любовью непреходящей. И когда в такие души падет роса и манна Небесная с Христовых уст, они купаются в радости, и возрастают до Небес, и приносят бессчетные плоды. Через души эти ведет один только путь, и им идет только Христос; для всех остальных путников и прохожих путь этот прегражден. В душах этих нет камней и терния, но лишь чистая, плодородная и разрыхленная земля, на которой растет только один посев – тот, что посеян Господом нашим Иисусом Христом. Сказано: хранят его в добром и чистом сердце. Добрые люди не хранят слово Христово записанным на бумаге, ибо бумага находится вне человека и может потеряться; и не хранят его лишь в памяти, ибо память находится на краю человеческого сознания, и слово Божие может забыться. Хранят они его в самом центре себя, в сердце своем, в сердце добром и чистом, где слово не теряется и не забывается, но, как закваска, поднимается, как пшеница, плодоносит, как вино, веселит сердце человека и, как елей, помазует всю жизнь человеческую, так что она сияет, подобно солнцу».

«Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 8: 8, 15).

«Два раза Господь повторяет одни и те же слова, и оба раза сказано: возгласил! Для чего? Для того, чтобы пробудить внутренний слух в оглохших людях. Чтобы эхом отозвалась жизненная мудрость Его сквозь многие столетия, и чтобы услышали о ней все поколения людей до конца времен. Потому-то Он повторно возглашает и повторно говорит: кто имеет уши слышать, да слышит! Возглашает человеколюбивый Друг людей, единственный Друг тех, на кого, словно на брошенную падаль, набросились черные птицы небесные; возглашает, чтобы предупредить об опасности; возглашает, чтобы указать один-единственный узкий путь спасения из гнилостного горения и дыма этого мира; возглашает кроткий и благой Господь, ибо речь здесь идет не о чем меньшем, как о спасении жизни человеческой: не о платье, не о доме, не об имуществе, но – о жизни. Он возвышает Свой глас не от гнева на людей, но подобно нежной матери, которая увидела чад своих среди змей – и закричала! Дети играют и не видят змей, а мать видит. А если дети и увидят змей, они не знают, как спастись, а мать знает. Потому мать и взывает к чадам. Потому Христос и взывает к людям, с начала до конца истории: кто имеет уши слышать, да слышит!» Аминь.