4 ноября – празднование в честь Казанской иконы Божией Матери

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Вместе со всей Русской Церковью мы прославляем сегодня чудотворный Казанский образ Божией Матери. Этот праздник был установлен в честь спасения Москвы и всей Руси от иноземной оккупации, чем завершилось на Руси Смутное время.

Смутное время наступило на Руси, когда со смертью царя Ивана Грозного пресекся род святого князя Владимира, когда бояре передрались за власть, а поляки, пользуясь этим, овладели большей частью русской земли и обосновались в Московском Кремле. При отсутствии сильной государственной власти на поверхность русской жизни всплыли лихие люди, которые стали господствовать на просторах Руси, безнаказанно грабя и убивая всех направо и налево, залив кровью все дороги разлагавшегося государства. Царский венец России должен был перейти к польскому королевичу Владиславу, а вся Россия – присоединиться к Польше и стать католической. Русскому народу, Русскому государству, вере православной, вере благочестивых и мудрых отцов наших грозило реальное уничтожение. Дело оставалось за малым: заставить Патриарха Московского Ермогена обратиться к русскому народу с воззванием, призывающим покориться иноземцам.

Но этого не случилось, потому что не совсем оскудела духовно земля Русская. Лучшие русские люди, духовно богатые и чуткие, понимали причину этой смуты на Руси: «Да разве враг нас одолел числом? Он одолел нас Божьим попущеньем. Не силой силен враг, а Божьим гневом, да нашей слабостью, да нашими грехами».

Нашлись в стране люди, которые были готовы отдать все ради спасения своей земной родины. Бессмертный Минин воззвал к гражданам нижегородским: «Кто из вас не ведает всех бедствий царства Русского? Мы все видим его гибель и разорение, а помощи и очищения ниоткуда не чаем. Доколе злодеям и супостатам напоять землю Русскую кровью наших братьев? Доколе православным стонать под позорным ярмом иноверцев?.. Неужели, умирая за веру христианскую и желая стяжать нетленное достояние в Небесах, мы пожалеем достояния земного? Нет, православные! Для содержания людей ратных отдадим все злато и серебро; а если мало и сего, продадим все имущества, заложим жен и детей наших…»

«Мати Божия, спасай землю Русскую!» – такой клич вырвался из сердец лучших сынов нашего народа. Перед Ней изливали тогда мольбы свои доблестные князь Пожарский и гражданин Минин. На Ее благодатную материнскую помощь надеялись русские люди.

И Матерь Божия услышала эту молитву. Казанской иконой Своей пришла Она во главе русского воинства к оккупированной Москве. И случилось чудо: русское ополчение, наскоро собранное, нестройное, необученное, малочисленное, одержало победу над мощным и сильным завоевателем. Это было действительно чудо Божие как ответ на горячее желание русских людей победить врага, отстоять свою веру и честь, как ответ на их решимость, доблесть, труд и трехдневное молитвенное стояние перед Казанской иконой Царицы Небесной.

22 октября 1612 года – это день нашей победы: Московский Кремль был взят, враг был изгнан, Россия стала свободной и очень скоро уже имела своего русского царя из нового царственного рода Романовых.

С тех пор Казанская икона Богоматери сделалась семейною святыней русского царского рода Романовых, а вместе с тем – святыней и всего народа русского. Так местная казанская святыня стала всероссийской святыней, всеми любимой и почитаемой. Перед Казанской иконой Богоматери в храмах верующие люди возносят свои горячие молитвы. В самые тяжелые времена нашей истории – во дни французского нашествия, в годы Великой Отечественной войны – эта чудотворная икона появлялась в рядах нашего воинства, которое поэтому становилось победоносным.

Этот чудесный Казанский образ Пречистой и поныне находится в каждом православном доме, как священное наследие и благословение предков, передающееся из рода в род. И поныне этой иконой благословляют всякий новый семейный союз.

Сегодняшний великий церковный и государственный праздник призывает нас задуматься о своей жизни, чтобы духовно сосредоточиться, чтобы победить смуту в сердце и в мозгах, в своей жизни. Нам надо понять, что причина всех наших проблем и бед в нас самих, понять, что «не силой силен враг [рода человеческого], а Божиим гневом, да нашей слабостью, да нашими грехами». Мы можем вернуть себе духовные силы, вернуть себе свое достоинство, если всем сердцем обратимся к Пресвятой Богородице: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»

«Пресвятая Богородица – это единственная надежда. Для множества разочаровавшихся нет другого упования. Дражайшая Матерь. Она не замечала Своих достоинств. Не опиралась на костыли чужих слов. Она утверждалась на Кресте Своего Сына. Боль сделала Ее еще прекрасней. В опасности Она обрела спасение. Она избрала молчание, была гонима, полюбила трудности, перенесла боль. С неизменной простотой принимала заботу учеников Своего Сына. Со всем в Своей жизни Она справилась без ошибок «на экзаменах». Она умела ждать.

Она пострадала и научилась. Приобрела и потому может дать. Все, что Она имеет, – наше. Неистощимое богатство, живоносный источник, жизнеподательная любовь, надгробное пение отчаянию. К Ней, смиреннейшей, не прибегают, а Она так дружелюбна. Ее речь – великое молчание, выразительное молчание. Пустыми консервными банками наших лишних слов всегда полны мусорные ямы. Пятое евангелие – Пресвятой Богородицы – состоит из белых листов, оно написано ласкающим молчанием, чернилами утешения. Она – раскрытые объятия, скромное присутствие, цвет шиповника, кусочек ладана в кадильнице моей бабушки, луч солнца в темной комнате. Богородица – гавань спасения; омофор Ее – покров утешения, Ее добродетель – наша пища, пища всех алчущих, безнадежных бедняков. Она Врач болящих, солнце для наших оледеневших душ. Богородица совсем не трудна для понимания, это не символ. Она не старица и не отроковица. Знает, чего можно от нас ждать. Умеет уходить в тень там, где не хотят Ее призывать. Она не хочет никого затруднять даже Своей любовью. Тех, кто выбирает безумие, Она оставляет пожинать его плоды» (монах Моисей Агиорит).

Пресвятая Богородица, спаси нас! Аминь.