Митрополит Ростислав возглавил престольные торжества в томском монастыре

3 и 4 ноября, в празднование в честь Казанской иконы Божией Матери, в престольный праздник Богородице-Алексиевского монастыря, глава Томской митрополии возглавил в обители Всенощное бдение и Божественную литургию.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Томской епархии архимандрит Иосиф (Еременко), духовенство обители и томских храмов.

За богослужениями пел хор под управлением Игоря Гончарова. Почтить Божию Матерь в престольный праздник томского монастыря собрались прихожане многих церквей.

На Всенощном бдении архипастырь, духовенство и верующие прославили Пресвятую Деву Марию словами Богородичного, праздничного акафиста.

«Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго» – соборно молились томичи в Казанском храме мужской обители, посвящённой Божией Матери, прося «телу здравие», а «души спасение». 

Казанская икона Божией Матери считается покровительницей Русской земли, что подтверждается многими историческими фактами. Издревле православные люди молились перед ней, просили помощи и поддержки в самые тяжелые времена для России.

На рубеже 16-17 веков в России произошла вереница трагических обстоятельств, и эта эпоха вошла в историю под названием Смутное время. Это было время глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, повальное пьянство поразили страну. По призыву Святейшего патриарха Гермогена русский народ встал на защиту Родины.

В нижегородское народное ополчение, которое возглавили князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, был прислан из Казани список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Казанской». Ополченцы, узнав о чудесах, совершенных от иконы, взяли ее с собою и постоянно молились перед нею, прося о помощи. Они освободили Китай-город 22 октября (4 ноября по новому стилю), а через два дня взяли и Кремль. На другой же день русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках.

В память от избавления Москвы от поляков по воле царя Михаила Феодоровича, первого русского царя из династии Романовых, и благословению митрополита, впоследствии патриарха Филарета, Православной Церковью установлено было ежегодно 22 октября совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года стало всероссийским.

Считается, что Пресвятая Богородица взяла русское ополчение под свое покровительство. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года. Икона Казанской Богоматери стала общей святыней Казани, Москвы, Санкт-Петербурга и всей России, где существовали три основные чудотворные иконы Казанской Богоматери – обретенная и два списка. Один из списков Казанской иконы Богоматери был внесен в освобожденную от поляков Москву Дмитрием Пожарским, возглавлявшим народное ополчение. Ныне она хранится в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве.

 

4 ноября, в день праздника, митрополит Ростислав возглавил в Казанском храме обители праздничную Божественную литургию. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Томской епархии архимандрит Иосиф (Еременко), духовенство обители и томских храмов.

Казанский монастырский храм является одной из шести церквей, которые были в Томской епархии в царское время: домовой храм при Томском Императорском университете, храмы в д. Мало-Жирово, в с. Ново-Кусковском и других населенных пунктах.

Казанский храм Богородице-Алексиевского монастыря был построен в 1776-1789 годы. Это уже четвертый храм обители. Первый, деревянный храм, был заложен в 1662 году на Юрточной горе.

Богородице-Алексиевский монастырь в этому году отмечает своё 415-летие – он был основан в 1605-м, через год после основания Томска. Первоначально монастырь назывался Усть-Киргизским (Богородским), он находился в 9 верстах от города на реке Большая Киргизка.

В 1656 году царь Алексей Михайлович пожаловал монастырю земельные владения, и обитель поменяла свое месторасположение, переехав на окраину города, где она располагается и сейчас.

По окончании Божественной литургии Его Высокопреосвященство поздравил всех собравшихся с престольным праздником святой обители и обратился к ним с архипастырским словом, напомнив историю основания томского монастыря.

– Эта обитель является свидетельницей, одной из многочисленных, тех нескончаемых благодеяний, которые являла и являет Пресвятая Богородица миру и нашему народу, в том числе и здесь, на Томской земле, – отметил митрополит Ростислав.

Его Высокопреосвященство пояснил, почему Казанская икона Божией Матери именуется «Одигитрией», как и «Смоленская», «Тихвинская» и многие другие Богородичные образы, на которых Царица Небесная указывает рукой на Иисуса Христа, как на Путь спасения и Истину. В отличие от всех этих икон, на Казанской иконе Христос Спаситель указывает рукой на Свою Матерь, «как на добрую Молитвенницу, Заступницу и Помощницу в наших делах».

Говоря о заступничестве Божией Матери обо всех, кто часто обращается к Ней с молитвой, архиерей напомнил пастве историю, которая легла в основу написания иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», призвав всех никогда, ни на один день, не оставлять молитв ко Пресвятой Богородице.

– Если будем усердны в молитве к Божией Матери, Она будет усердна в Своих молитвах за всех нас, – подчеркнул архипастырь.

– Желаю, чтобы Покров Царицы Небесной всегда был распростерт над всеми нами! – заключил свою проповедь глава Томской митрополии.

Фото: Серафима Кузина и Пресс-служба Томской епархии