Глава Томской митрополии совершил Литургию апостола Иакова

5 ноября в Богоявленском кафедральном соборе митрополит Томский и Асиновский Ростислав совершил Литургию апостола Иакова.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Томской епархии архимандрит Иосиф (Еременко) и ключарь Богоявленского собора иерей Олег Огнев.

Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Марков.

За богослужением пел хор пастырского отделения ТДС под управлением регента Марины Баевой.

По традиции Литургия по древнему чину совершается в день памяти апостола Иакова.

Особенность Литургии состоит в том, что в чинопоследовании сохраняются традиции древних христианских богослужений, совершавшихся в Иерусалимской Церкви при первом епископе – апостоле Иакове.

Ревностный проповедник Иисуса Христа, один из 70 апостолов, святой Иаков был сыном праведного Иосифа Обручника от первого брака. По преданию, после Своего Воскресения Господь Иисус Христос, явившись апостолу Иакову (см.: Кор. 15: 7), поставил его во главе Иерусалимской Церкви.

Обращаясь к молящимся с архипастырским словом, Его Высокопреосвященство подчеркнул, что жизнь апостола Иакова была настолько духовно высока, что его почитали не только ученики Христовы, но и все иудеи, называя его «святым Божиим человеком». Митрополит Ростислав рассказал пастве о жизни и мученической кончине брата Господня Иакова, а также о двух его «бесценных сокровищах», которые он оставил всем в назидание.

 – Во-первых, в состав Нового Завета входит его соборное послание – Послание апостола Иакова, которое назидательно, которое весьма и весьма многополезно и для нас с вами, ибо, когда мы читаем Послание апостола Иакова как часть Священного Писания Нового Завета, мы не только преисполняемся той духовной силы, которую содержат в себе слова Священного Писания, но и получаем богатое назидание для жизни нашей, для ума нашего, потому что почерпаем там много душеполезных, важных наставлений.

И второе сокровище, к которому припадаем мы с вами сегодня, дорогие братья и сестры, это древний чин Божественной Литургии, которую совершал изначально в Иерусалиме и сам святой апостол Иаков, брат Господень, а затем, по преемству, совершали его ученики, до тех пор, пока Литургия не была упорядочена и приведена в нынешний свой вид святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом, – отметил глава Томской митрополии.

Архипастырь рассказал, что со временем Литургия апостола Иакова вышла из употребления и совершалась и продолжает совершаться только один раз в год в Иерусалиме в день его памяти. Оттуда эта традиция перешла в некоторые приходы Греческой, Антиохийской и Русской Церквей.

– Через эту Литургию святой апостол Иаков становится нам более близок и более понятен. И нам становится более понятен смысл древнего чина Божественной Литургии. И мы сейчас, совершая это чинопоследование, откроем наши сердца для Божественного Слова Господа и Спасителя нашего, чтобы Он, войдя в жизнь нашу, освятил ее, благословил, и чтобы нам по жизни нашей идти не в одиночку, но чтобы всегда Господь пребывал со всеми нами. Аминь! – сказал владыка.

Строгий, аскетический характер и глубина молитвословий Литургии апостола Иакова возводят молящихся ко временам первых мучеников и апостольских преемников. Особенным для данной Литургии является причащение молящихся отдельно Телом и отдельно Кровью Христовыми, подходя к Святой Чаше, причастники не произносят своих имен.

Особую торжественность богослужению придают праздничные пасхальные облачения священнослужителей. Вместо Херувимской поется песнопение Великой субботы «Да молчит всяка плоть человеча», «Единородный Сыне» исполняется древним распевом, на греческом языке поют «Святый Боже».

Еще много других особенностей отличают Литургию по древнему чину от привычных современному христианину богослужений. О них узнали те, кто пришел сегодня почтить память святого апостола Иакова, брата Господня.

Фото Виталия Липатова.