9 ноября – память преподобного Нестора Летописца

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Свет Христовой истины, просветивший и освятивший народ русский после Крещения Руси, 1020-летие которого в этом году отметила Церковь Русская, принес нашему народу множество благ, в числе которых и письменность, благодаря чему мы имеем возможность писать, читать, изучать Священное Писание и творения богомудрых отцов Церкви.

Письменность дала возможность развивать разные науки. В том числе и историческую науку. Всякая вещь, если она не будет запечатлена писанием, будет забыта и неизвестна. Если бы Моисей не был научен Богом о самом начале и первом строении мира, о первом родоначальнике нашем Адаме и не оставил бы нам всего этого в своих книгах, все бы то продолжительность времени покрыла, как тьма, и привела бы в неизвестность. Но Бог посылает, в какое хочет время, летописцев, чтобы последующие роды, прочтя то, что они начертали, могли получить от того пользу.

Так Господь явил в Русской земле, в святом Киево-Печерском монастыре, приснопамятного описателя, преподобного Нестора, который просветил наши очи, принося нам пользу и возбуждая в нас благодарность к Богу тем, что написал нам о начале и первом устроении нашего Русского мира, не только внешнего, но, больше всего, внутреннего, духовного.

Преподобный Нестор Летописец, память которого мы сегодня празднуем, родился в середине ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию и стал послушником. Святой ангельский образ блаженный Нестор воспринял, будучи семнадцати лет от роду, от преемника преподобного Феодосия игумена Стефана. При нем же он был посвящен во иеродиакона. В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца.

Жизненным подвигом преподобного Нестора, ставшего первым русским историком, было составление «Повести временных лет». «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть», – так с первых строк преподобный Нестор определил цель своего труда, при составлении которого он использовал уже существовавшие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники, различные исторические сборники, рассказы торговцев, воинов, путешественников, осмысленные с церковной точки зрения. Так преподобный Нестор составил первую историю Святой Руси, как неотъемлемую часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

Перу преподобного и богомудрого Нестора также принадлежат «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» и житие преподобного Феодосия Печерского, что считал он необходимым для духовного блага потомков. О духовном настроении святого автора, с каким он приступил к составлению жития преподобного Феодосия, мы читаем во введении к житию:

«Написав сначала о жизни, и о гибели, и о чудесах святых и блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба, я понудил себя перейти и к другому рассказу. Он превышает силы мои, и я остаюсь недостойным его, будучи груб и невежда. К тому же, я еще и не обучен никакому искусству. Однако я вспомнил, Господи, Твои следующие слова: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет» (Мф. 17: 20); «Если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнитсябудет ему, что ни скажет» (Мк. 11: 23); «Если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: «исторгнись и пересадись в море», то она послушалась бы вас» (Лк. 17: 6). И я, грешный Нестор, утешился названной мыслью, и укрепился верой и упованием, что при Твоем содействии нет невозможного, и положил начало слову писания. Оно посвящается жизни нашего преподобного отца Феодосия».

Богомудрый Нестор святолепные жития написал не только тростью на хартии, но и на непорочной душе своей, делами равного им подвижничества. Во всем подражая житию самих первоначальников святых Печерских Антония и Феодосия, преподобный привык ко всем иноческим добродетелям: к чистоте телесной и душевной, вольной нищете, глубокому смирению, беспрекословному послушанию, строгому посту, непрестанной молитве, неусыпному бдению и прочим равноангельским трудам. И потому вписал самого себя в Книгу вечной жизни, так что он слышит: «Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10: 20).

«Времена и лета многочудесныя Церкве, жития и добродетели отец первоначальных писанием нам изъявивый, и делом их ревнитель усердный бывый, Несторе славне, с ними же тя ныне ублажающе, поем: Благословен Бог отец наших!» (7-я песнь канона Службы святым Ближних пещер).

Преподобный Нестор, глубоко ценивший истинное знание, соединенное со смирением и покаянием, оставил нам завещание:

«Великая бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемые на путь покаяния, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это ведь – реки, напояющие вселенную, это источник мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся, они – узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».

Он дожил до 58-летнего возраста, трудясь в деле летописания, исполнив «долг, завещанный от Бога, …да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу…» И тем угодил он Творцу лет, к Которому, после временных лет, перешел душой в вечность блаженную, а честное тело было положено в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского, где и доныне оно почивает в чудотворном нетлении, свидетельствуя, что этот преподобный списатель житий святых и годов написал себе нетленное жилище на Небе и благословен нетленным венцом лета благости Божией, лета Господня приятного.

С благоговением, в молитвенном молчании взирая на великие иноческие и научные подвиги преподобного отца нашего Нестора Летописца и подобных ему подвижников, мы с вами, смиренно сознавая, что, «яко немощны есмы и душею, и плотию, и разумом, и помышлением», не имеем возможности подражать им, но, тем не менее, можем и должны непрестанно изучать Священное Писание, писания и жития святых отцов, «которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности…» (2 Тим. 3: 15-16).

Молитвами преподобного и богоносного этого списателя да будем и мы вписаны в Книгу жизни Агнца Божия, Которого лета не оскудеют. Ему же с Богом Отцом и Животворящим Духом подобает от нас всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

9 ноября 2008 г.