10 ноября – память священномученика Неофита, епископа Урбнисского

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

На левом берегу Куры недалеко от города Гори есть небольшое село Урбниси. Еще с каменного века там был большой и значимый город Иберии. За три тысячи лет до Рождества Христова это был крупный языческий город с процветающей торговлей и культурой. Новая эпоха в жизни Урбниси началась с IV века новой эры, с Крещения Грузии. В 735 году арабские захватчики во главе с Мурваном II Кру разрушили Урбниси, и после этого город не возродился.

Теперь ничего особенного там нет, и только благочестивый паломник, попетляв по улицам села, остановится у древней каменной монастырской стены, за которой виднеется храм во имя первомученика архидиакона Стефана, еще его почему-то называют в народе Урбнисский Сиони, прогуляется по монастырскому двору, с благоговением войдет в храм, которому полторы тысячи лет, помолится, и радушная монахиня-грузинка из близлежащего монастыря поведает, что в этом тогда еще городе писались славные страницы христианской истории Грузии.

1700 лет назад в Урбниси в течение месяца жила равноапостольная Нино, прибыв в Грузию. С печалью в сердце она наблюдала за народом, который ей предстояло привести к свету Истины, но который сейчас пребывал в диком язычестве: поклонялся, как богу, огню, камням и деревьям. Отсюда святая Нино пошла в престольный град Мцхета, где и крестила грузин.

С тех времен город становится крупным центром грузинской православной культуры.

В VI веке в Урбниси пришел преподобный Фаддей Степанцминдский, один из тринадцати святых отцов, которые, повинуясь гласу Царицы Неба и земли, пришли в Иверию из Антиохии Сирийской, чтобы озарить неугасимым духовным светом евангельской проповеди всю страну. Здесь святой Фаддей некоторое время проповедовал, построил этот храм во имя первомученика Стефана.

В Урбниси принял мученическую смерть епископ Урбнисский и Руисский Неофит.

В VII веке по приказу повелителя арабов амира Мумни на Грузию напало бесчисленное войско сарацинов под командованием Ахмада. Сарацины захватили Картли и разбили лагерь возле слияния рек Мтквари и Лиахви.

После набега на Лиахвское ущелье два полководца – Бурул и Омар – проследовали вдоль течения Мтквари. Подойдя к селу Цихедиди, заметили среди скал за рекой пещеры, где находился монастырь, основанный преподобным Шио Мгвимским. Подумали, что, видимо, грузины там припрятали золото и серебро, и решили ограбить. Однако пересечь реку им не удалось. Целый день они старались впустую, но какая-то невидимая сила их не пускала.

Испуганные Омар и Бурул позвали пленного грузина и спросили, что он знает о тех пещерах. Пленный ответил, что там обитают монахи, призванные блаженным чудотворцем Шио.

Полководцы сарацинов вернулись к главнокомандующему и сообщили об увиденном и услышанном. Ахмад сначала обрушился на них с упреками, а затем послал Омара в монастырь, отправив с ним дары: золото, серебро, одежду и целый воз ладана и воска.

Груженый дарами Омар на сей раз свободно перешел через реку.

Подойдя к монастырским воротам, увидел нечто странное.

Когда видение исчезло, Омар отправил в монастырь раба и попросил разрешения войти. Монахи завели его в монастырь, после чего Омар попросил их отвести его к могиле святого Шио, чтобы почтить его память. А затем рассказал о видении: «Привиделись мне вокруг монастыря бесчисленные силы, в виде всадников, что передвигались в воздухе и охраняли это святое место. Подозреваю, что это были Ангелы Божии. Среди них один – монах, он, видимо, ваш наставник».

Потом сообщил также, что раньше, когда хотел ограбить монастырь, никак не сумел перейти реку. Монахи поняли, что это чудо свершилось силой святого Шио. Они сказали Омару, что святой Шио – навеки их защитник и покровитель.

Сарацину захотелось навсегда остаться в монастыре, и он сказал монахам, что сначала вернется назад, потом примет Крещение по христианским правилам и у них пострижется в монахи.

Через некоторое время он действительно вернулся в Шио-Мгвимский монастырь, отрекся от безбожия, принял Святое Крещение и постригся с именем Неофит.

Омар стал Неофитом, сменил меч на крест, воинские доспехи – на монашескую мантию и стал воином Христа. С этого времени начал святой Неофит ревностную подвижническую жизнь. Скоро он прошел все монашеские послушания, стал украшением монастыря, превзойдя всех монахов строгостью жизни, стяжав много Божиих дарований. За свою подвижническую жизнь был избран игуменом монастыря.

Слава о его равноангельской жизни разнеслась по всей Грузии. Католикос-Архиепископ Иверии Самуил IV вызвал его из обители и возвел на Урбнисскую и Руисскую кафедру.

Так зажегся новый светильник Грузинской Церкви, осветивший народу путь в Царство Небесное. Новопоставленный епископ с апостольской ревностью стал распространять христианскую веру среди язычников.

Огнепоклонники, чьи ложные учения святой Неофит ревностно искоренял, решили погубить его. Они знали, что Преосвященный Неофит часто проповедует о святом архидиаконе Стефане, побитом иудеями камнями, и решили действовать по уже отработанной схеме: ворвались в его дом; застав епископа на молитве, они схватили его, выволокли из дома и забили камнями.

Позже христиане перенесли мощи священномученика Неофита в его родной Шио-Мгвимский монастырь, где они почивают до сих пор, источая чудеса с верой притекающим к ним.

Оставив ради Христа свою прежнюю жизнь, святой мученик Неофит составляет ныне Церковь Христову торжествующую, и находится в самой тесной связи с нами, составляющими на земле Церковь воинствующую.

Он, как и все святые, неусыпно следит за нами, за своими духовными сродниками, от нашего рождения до смерти, слышит наши молитвы, знает наши скорби, помогает нам своей силой и своими молитвами, которые возносит к Престолу Божию. Своей победоносной верой он угашал силу огня, которому поклонялись язычники, а теперь помогает нам угасить огонь страстей, которые попаляют нас. Святой Неофит, как и другие мученики, которых весь мир не был достоин, был побит камнями, тем самым блестяще сдав жизненный экзамен, а теперь помогает нам с достоинством преодолеть все жизненные скорби, чтобы и нам не провалить наш экзамен, когда Господь призовет нас на Свой праведный Суд.

Помолимся ныне усердно священномученику Неофиту Урбнисскому, чтобы он своими всесильными молитвами у Престола Божия оградил нас от всякого зла, укрепил в нас веру православную, чтобы мы исполняли заповеди Божии, чтобы грехи наши не подавили нас и беззакония наши не победили нас. Аминь.