4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Почему частное семейное событие – приведение в храм трехлетней Девы и посвящение Ее Богу – стало великим торжеством Церкви, участниками которого мы с вами сегодня являемся?

Святитель Филарет Московский так отвечает на этот вопрос: «Это приключение младенчествующей Богоневесты есть некий начаток Ее обручения Святому Духу и потому, некоторым образом, – первый залог обручения всего человечества Божеству». Введением во храм Пречистой Девы начинает исполняться тайна спасения погибавшего во грехах рода человеческого, тайна соединения человека с Богом.

Введение во храм Пречистой Девы есть начало великого торжественного шествия людей к Богу, к Царю царей. И чтобы мы не остались только сторонними зрителями этого великого шествия, но присоединились к нему, пророк и обращает к нам, к нашей христианской душе слова: «Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя, и дом отца твоего. И возжелает Царь доброты твоея: зане Той есть Господь твой, и поклони́шися Ему» (Пс. 44: 11-12).

Ныне «в испещренной одежде ведется Она – Пречистая Дева – к Царю; за Нею ведутся к Тебе девы, подруги Ее, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя» (Пс. 44: 15-16). Как те девы, которые шли в храм вместе с Девой Марией, и каждая христианская душа должна вслед Ей идти к Богу, потому что Он есть Господин твой.

Каждая душа христианская принадлежит не себе, но только Богу. Только Бог есть наш Царь и Господин.

Надо помнить, что Бог есть наш Царь по праву сотворения. Он сотворил нас, дал нам жизнь и все потребное для жизни, так что нет в этом мире ничего, что принадлежало бы нам. «»Что ты имеешь, чего бы не получил» (1 Кор. 4: 7) от Бога?» – спрашивает апостол…

Бог есть наш Царь, потому что мы несем в себе Его образ. До грехопадения этот Божественный образ в человеке был источником блаженства человека, а после грехопадения продолжает быть надеждой на утраченное блаженство. Грех не стер этот Божий образ с человека. И хоть и засыпан этот образ мусором наших грехов, он все-таки продолжает оставаться прочным фундаментом, на котором стоит здание нашей жизни.

Бог есть наш Царь, потому что по бесконечной любви Своей «искупил нас от клятвы закона» (Гал. 3: 13). Когда человек похитил себя у Бога, отверг Бога и захотел сам себе быть богом и царем, то лишился жизни, стал рабом диавола и не смог сам себя избавить от этого страшного рабства. Однако Бог «по Своей милости» (Тит. 3: 5) не хочет смерти человека, поэтому Сам становится Человеком, чтобы «не тленным серебром или золотом искупить нас от суетной жизни, но драгоценной Кровью Христа» (см.: 1 Пет. 1: 18-19), чтобы восстановить человека из ничтожества, вернуть утраченное блаженство жизни, вновь сделать человека Своим.

Таково по праву безраздельное господство Бога над человеком, и это господство заключается не в том, чтобы угнетать и порабощать, но чтобы всячески служить Своему творению, чтобы облагодетельствовать Свое творение Своими великими и богатыми милостями.

Разве благоразумная душа может отказаться от такого господства, разве может остаться только сторонним наблюдателем великого шествия чистых дев за Пречистой Девой к Царю, чтобы поклониться Ему и пребывать с Ним во веки веков?

Надо перестать жить в том лукавом, хрупком, призрачном мрачном мирке, созданном людьми, в котором люди забыли о Боге и с благоговением поклоняются и служат сами себе, а «господства отметаются, славы не трепещут» (Иуд. 1: 8) Божией, и начать двигаться вслед за Девой Марией в другую область бытия, настоящую, крепкую, где безраздельно правит Бог – наш Царь и Господин. Надо выйти из мрака собственного мирка к свету Царства Божия.

Начав это духовное шествие, надо помнить, что греховные пристрастия нашего сердца не позволят нам сразу войти в Царство Божие, поэтому и надо преодолеть их, избавиться от них, как говорит пророк: «Забудь народ твой и дом отца твоего» (Пс. 44: 11), забудь все, что связывает тебя с прежней греховной жизнью, с тем миром, где царствует грех.

«Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему» (Пс. 44: 11-12). Аминь.

2013 г.