Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня Православная Церковь Эллады молитвенно чтит память неустанного проповедника покаяния преподобного Никона Метаноита.
Преподобный Никон родился в семье богатых землевладельцев недалеко от города Трапезунда. С детства Никон стремился к богоугодным делам и подвижническому образу жизни, выказывал большую мудрость.
Однажды, отправившись по поручению отца осмотреть их владения, Никон был потрясен и возмущен зрелищем нищеты и непосильного труда, от которого страдали бедняки. Он погрузился в размышления о тщете мирской суеты: столько усилий, тщетных трудов, при этом богатым бездельникам и бедным труженикам неизбежно предстоит одно – упокоиться в могиле.
И Никон решительно изменил свою жизнь. Не желая обременяться мирской суетой, он поступил в монастырь, где вскоре снискал славу великого молитвенника и аскета. Его отличали абсолютное послушание, готовность с радостью исполнять любую самую грязную работу, смирение и терпение. Ночи напролет он проводил в молитве.
Двенадцать лет провел святой в великих подвигах в монастыре, когда духовный отец по озарению свыше благословил Никону выйти в мир на высшее, апостольское служение – проповедовать людям о милосердии Божием и призывать их к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17), как это делал Сам Спаситель и Его великий Предтеча Иоанн Креститель.
Святой Никон босиком пошел по дорогам через города и селения Анатолии, имея из одежды лишь нищенскую рубаху и не позволяя себе никакой пищи, кроме нескольких плодов, как некогда пошли ученики Господа, не взяв ничего с собой, «ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имея по две одежды» (см.: Лк. 9: 3). Никон был наделен Господом даром проповеди. Он неустанно призывал: «Метанои́те», что значит с греческого «покайтесь», поэтому и остался в истории под прозванием «Метаноит». Слушатели его преисполнялись великим сердечным раскаянием и любовью к Богу. Его слова производили переворот в душах тех, кто его слушал. Люди приносили покаяние Господу, изменяли свою жизнь, потому что видели перед собой не пропагандиста абстрактных нравственных идей, а живой пример покаяния, живой пример жизни с Богом.
Затем святой проповедовал на острове Крит. После того, как Крит был отвоеван императором Никифором Фόкой у арабов в 961 году, преподобный семь лет ходил по острову с проповедью, обращал к христианству многих магометан, а между христианами старался восстановить строгую жизнь первых времен христианства.
С той же проповедью покаяния Никон прошел еще Ахаию, Эпир, Пелопоннес.
К концу земной жизни он обосновался в Спарте.
Где бы преподобный ни проповедовал, люди обращали на него свой взор, ибо видели его великое подвижничество, его удивительное самоотречение, заставлявшее людей задуматься над своей жизнью и над словами Евангелия. Множество людей приходило, чтобы поучиться у преподобного духовной мудрости и изменить свою жизнь. Святым Никоном было совершенно много чудес и исцелений.
Готовясь к отшествию в мир иной, подвижник обратился с наставлением к своим ученикам, напомнив им, сколь необходимо покаяться и обратиться к Господу уже сейчас, на земле, потому что после смерти невозможно покаяние; напомнив о будущем воскресении мертвых и наказав беречь как главное сокровище любовь к Богу и ближним, «которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3: 14). Он говорил ученикам: «Бегите гордыни и склонитесь к смирению; не забывайте о бедных; удалитесь от всякого зла, зависти и злопамятства; прощайте братьям вашим; прилежно посещайте храм и чаще исповедуйте грехи ваши священникам. Если сделаете так, я никогда не оставлю вас».
Преподобный мирно отошел ко Господу в Спарте в 998 году.
Этот святой проповедник покаяния жил более тысячи лет назад, но его призыв к покаянию, а самое главное, его личный пример покаяния, всегда современен, потому что каждый человек, ставший христианином, живущий в этом мире, неизбежно сталкивается с необходимостью изменения своей жизни. Злой дух всеми способами пытается отдалить человека от Бога как можно дальше и погубить его, и кто поддается врагу, тот и погибает, сам того не чувствуя, не понимая. Даже те, кто считают себя христианами и думают, что креститься, стать членом Церкви, читать духовные книги, держать посты надо для того, чтобы стать хорошим человеком, сильно ошибаются, пребывают в глубоком духовном заблуждении. Это очень опасное духовное состояние. Это не есть духовная жизнь. Не для того мы живем, чтобы научиться определять, какие дела хорошие, а какие плохие, и совершать только эти хорошие дела.
Нам необходимо покаяние, т.е. изменение всего образа мыслей, образа жизни, чтобы начать духовную жизнь, результатом которой станет стяжание благодати Святого Духа, соединение Бога с человеком, вселение Бога в человека. И все святые отцы передают нам не списки добрых дел, которые обязательно надо исполнять, а свой опыт общения с Богом, опыт духовной жизни, жизни во Христе. А вот, когда человек научится жить во Христе, когда Бог вселится в человека, тогда человек будет смотреть на все, на весь мир другими глазами, здоровым духовным зрением, будет понимать все, происходящее в мире и в собственной жизни, – и будет совершать действительно правильные, евангельские поступки.
Но до этого надо дожить. Это приобретается не сразу в купели Крещения, не сразу и не вдруг человек становится храмом Святого Духа. Опыт святых отцов свидетельствует, что, прежде чем стать реально храмом Святого Духа, человек должен пройти целый путь духовного научения. Это духовное знание не получают из книг.
Совершая покаяние, т.е. начиная духовную жизнь, христианин вступает на путь духовной борьбы, на котором неизбежно будет много скорбей и опасных искушений. «Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок» (Сир. 2: 1-3). Святые отцы говорят, что искушения и скорби необходимы, потому что они – самый лучший, эффективный способ приведения человека к смирению, столь необходимому для правильной жизни. И человек обязательно пройдет через лабиринт этих разнообразных духовных искушений, если не будет бояться, паниковать, отчаиваться. Надо твердо знать, что, встав на путь духовного делания, человек никогда не будет один. Надо знать, что, как только человек решится на эту духовную борьбу, как только услышит Божественный призыв «Иди за Мною» (Мф. 8: 22), примет этот призыв и пойдет за Богом, с этого самого момента и навсегда Бог, Ангелы и святые будут рядом с ним, укрепляя и помогая идти вперед. Не надо отчаиваться и пугаться трудностей, но надо полностью довериться Богу. Христианин погибает, как только перестает доверять Богу, как только злому духу удается его напугать, смутить, что бывает тогда, когда человек начинает надеяться на себя и на других людей.
Человек является двусоставным существом – материальным и духовным, поэтому для правильной жизни нельзя исключать эту материальную составляющую. Поэтому нужны не только молитвы, но и особые места для молитвы – храмы Божии, где все – архитектура, иконы, пение, Таинства, чтение Священного Писания, фимиам – создает особую святую, благодатную атмосферу, в которой душа человека питается, возрастает, научается чувствовать благодать Божию. Если человек, приходя в храм, чувствует себя хорошо, это значит, что его дух находится в согласии с Духом Божиим.
И дом наш должен быть церковью, должен быть наполнен иконами, святынями, духовными книгами, запахом ладана, всем, что создает благодатную атмосферу, делает дом наш местом духовного мира, молитвы, что помогает человеку достичь цели жизни – встречи с Богом. Аминь.
2013 г.