Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Священномученик Авив был одним из священной дружины отцов сирийских, под водительством преподобного Иоанна прибывших по повелению Божией Матери в VI веке в Грузию.
В это время, по причине кончины двух епископов, вдовствовали епархии Цилканская и Некресская. Католикос Мцхетский Евлавий I, посоветовавшись с епископами, пожелал назначить на пустующие кафедры кого-либо из числа тринадцати святых сирийских отцов, и решили избрать тех, которые в день их прихода на гору будут совершать Божественную Литургию. Когда Первосвятитель с епископами пришел, служили иеромонах Авив и иеродиакон Исе. По окончании Литургии Католикос в присутствии святого Иоанна Зедазнийского и других взял одной рукой Авива, а другой – Исе и, приветствовав первого, сказал: «Радуйся, Авив, епископ города Некреси», потом приветствовал другого, сказав: «Радуйся, Исе, епископ города Цилкани».
Такая неожиданность опечалила избранных налагаемым на них тяжким бременем святительства. Со слезами отказывались они и просили Католикоса не отлучать их от старца, любимого ими.
Но Католикос ответил: «Жив Господь наш Иисус Христос, что не возьму назад слов, возвещенных вам по повелению Божию».
Обратился к ним и святой Иоанн, сказав: «Дети, не противьтесь повелению Божию и желанию сего святого владыки. Для того пришли мы в эту страну, чтобы трудиться в ней и сеять Слово Божие».
Так преподобный Авив стал епископом Некресским, а преподобный Исе направился в город Цилкани.
Город Некреси находился в предгорьях Кавказа, в Кахети, там, где семена христианства, брошенные святой Нино, не пустили глубоких корней и тернии язычества могли заглушить и уничтожить цветы Евангелия.
Тогда персы-огнепоклонники совершенно покорили Картли и Кахети, истребляли в захваченной стране все христианское, совершая свое богомерзкое идолослужение. Они отвращали многих христиан от поклонения Истинному Богу, устраивали свои капища везде, где только могли, преимущественно в городах.
И в кафедральном городе Некреси построено было капище и возжжено огнище.
Огнепоклонники соорудили у самых дверей Некресского собора свою молельню, где днем и ночью горел огонь, как неугасимое адское пламя. Они хватали христиан, идущих в церковь на молитву, и заставляли их поклоняться огню. Святой Авив в праздник Ормузда вышел на бой с демоном, как Георгий Победоносец – с драконом, и победил персидское божество кувшином воды.
Совращенные огнепоклонниками христиане снова были обращены к истинной вере.
Святитель с крестом в руках ходил по городам и селам своей епархии, искоренял везде грубое суеверие и тушил мерзкие огнища. Дидойцы и жители многих городов Кавказских гор, живущие по левому берегу реки Алазани, благодаря проповеди епископа Авива и совершенным им чудесам, оставили огнеслужение и были возвращены в лоно Церкви Христовой. В короткое время святитель совершенно очистил свою епархию от огнищ и обратил многих персов ко Христу.
Знатные персы, узнав об этом, исполнились лютой злобой. Схватив блаженного, они предали его бичеванию и многим пыткам и от ярости чуть было не разорвали его, а затем бросили в темницу.
После этого они написали письмо к сатрапу, жившему в городе Рехи, и уведомили его о действиях святого Авива и о ревности его о вере Христовой. Сатрап приказал немедленно связать святого и представить к нему. Из Рехи пришли вооруженные палицами воины и, связав блаженного, повели, как было им приказано.
Дойдя до города Мцхета, святой Авив попросил конвоиров, чтобы они отпустили его повидаться с преподобным Шио. Святой Шио тогда пребывал в затворе в яме. Воины уважили просьбу блаженного Авива. Он отправился в Мгвимскую обитель и встретился с блаженным Шио.
Во время беседы епископ Авив сказал преподобному: «Помолись, отче, Богу, ибо нечестивые персы укрепились над нами своей гордостью и беззаконием, покорив окончательно нашу страну. Ты знаешь, как язычество притягивает к себе неразумных, и как сами же эти персы всеми силами заставляют всех и каждого поклоняться огню. Подобно тому, как некогда три отрока в печи халдейской уничижили силу огня, сего идола персов, развей и уничтожь святыми твоими молитвами беззаконные замыслы и деяния этих безбожных персов, которые стараются уловить в свои сети христиан, заставляя их поклоняться огню».
Преподобный Шио отвечал: «Знаю, владыка, что ты совершенно уничтожил огнище персов, на которое возлагали всю свою надежду беззаконные. Да подаст тебе Господь силу погасить и тот невидимый огонь, который возжег для тебя диавол, чтобы искусить тебя, ибо ты, святитель, сам хорошо знаешь, что великими трудами и болезнями подобает нам войти в Царство Божие. Не бойся ничего. Ибо, по слову апостола, притеснителям грозит скорбь, а вам, скорбным, уготована радость (см.: 1 Пет. 4: 13, 17). Знай, что скорби, наносимые ими, принесут тебе помилование и нескончаемое утешение, и эта твоя скорбь приведет их к падению и рассеянию».
После долгой беседы святитель Авив духовно укрепился и приготовился на предлежащий подвиг, радостный и бодрый духом, возвратился в Мцхета.
Наконец, его привели в местечко Рехи и представили сатрапу, который спросил его: «Для чего ты убил наше божество?» Блаженный Авив отвечал: «Я не убивал бога, но погасил только костер, который не есть божество».
Сатрап разгневался и приказал побить блаженного камнями, что было немедленно исполнено.
Так святитель Божий принял мученическую кончину подобно первомученику архидиакону Стефану.
Убив святого Авива, безбожники бросили его тело за городом на растерзание зверям и хищным птицам.
Тело блаженного долго лежало за городом. Ни звери, ни птицы, ни тление не вредили ему. Честные мощи страстотерпца с честью были положены христианами под престолом соборного храма монастыря Самтавро, где они доселе почивают под спудом.
Когда в чистом сердце христианина горит огонь любви к Богу, когда в душе живет преданность Спасителю Господу нашему Иисусу Христу, тогда не страшны христианину никакие лишения, никакие труды, никакие муки, тогда ничтожными кажутся все земные привязанности, вся суета и заботы этой жизни, тогда легки и желанны подвиги ради Христа.
Господь нас всех призывает идти Его путем, путем узким, скорбным, крестным, но приводящим к радости единения с Ним.
«Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1: 12). Помня это, нам надо идти по этой жизни с верой в Господа нашего Иисуса Христа, идти уверенно, ответственно, благоразумно, «дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр. 3: 11).
И есть на Небе надежные помощники, которые всегда готовы поддержать нас. В их числе и священномученик Авив Некресский, вознести горячую молитву которому у нас есть сегодня счастливая возможность:
«К тебе, достославный Авив, архиерей и ангел Церкви Иверской, из глубины души моей взываю: покрой меня светлым омофором молитв твоих, погаси пламень страстей моих, приведи меня, святитель Божий, яко заблудшую овцу, к Первосвященнику Великому». Аминь.
2019 г.
Монастырь Некреси
Монастырь Некреси. Вид на Алазанскую долину