14 декабря – память пророка Наума — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

14 декабря – память пророка Наума

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Рождественский пост, которым Святая Церковь мудро предваряет великий праздник Рождества Христова, для каждого христианина является, как говорит святитель Филарет Московский, тем путем, который приводит к Вифлеемской пещере, к месту Рождения Спасителя мира. Когда-то чудесная Вифлеемская звезда привела к яслям Богомладенца мудрецов с Востока и простых пастухов.

И сейчас Церковь призывает нас: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» (Лк. 2: 15).

Совершая Рождественский пост, мы идем этим путем, но мы должны быть «осмотрительными путешественниками». На этом пути много сетей, камней и пропастей – это наши грехи и земные заботы. Чтобы не сбиться с этого благодатного пути, чтобы не потерять из виду путеводную Вифлеемскую звезду, нам и помогает Церковь, установив Рождественский пост, который есть воздержание и очищение от грехов через покаяние. Каждому христианину, в мире живущему и постоянно согрешающему, необходимо очистить себя от греховной скверны, чтобы с чистыми сердцем и телом благоговейно встретить грядущего в мир Спасителя и принести Ему в дар это чистое сердце и желание быть истинным христианином, решимость всегда следовать Его заповедям. Только в чистоте сердца и тела мы сможем войти в чистую, Небесную радость Рождества Христова.

Не только через ограничение в пище, но и всем строем предрождественского богослужения Церковь готовит нас к мироспасительному празднику Рождества Христова.

На Рождественский пост в церковном календаре приходится несколько дней памяти ветхозаветных пророков.

С того страшного, катастрофического момента, когда наши прародители Адам и Ева преступили в раю Божественную заповедь и лишились райского блаженства, потеряли возможность жить и общаться с Богом, люди попали в рабство к диаволу, но тогда же началась и история нашего спасения. С того моменты люди жили в ожидании пришествия в мир Мессии, Спасителя людей от греха, проклятия и смерти. Из среды избранного народа Бог периодически выдвигал пророков – особых людей, наделенных силой Божественного Духа, которые возвещали людям волю Божию, учили их истинной вере и благочестию, напоминали о грядущем пришествии Спасителя мира, и этим закладывали основы веры в Него. Пророчество о грядущем Мессии и установлении Царства Божия среди людей, которые исполнились на Господе Иисусе Христе и на Церкви Его, красной нитью проходит через проповеди всех ветхозаветных пророков.

Слова пророков не потеряли актуальности и для нас, когда их мессианские пророчества уже исполнились. Каждому христианину проповеди пророков помогают понять свою веру и хранить ее неповрежденной. Точное исполнение пророчеств о Господе Иисусе Христе, произнесенных пророками за тысячи и сотни лет до Него, свидетельствует всему миру, что через них говорил Сам Бог, что истинный Мессия только один, и Он уже пришел в мир, и другого не будет. Все те, кто называет и будет называть себя мессией, являются самозванцами, «волками в овечьей шкуре» и предтечами Антихриста.

Апостол Петр хвалит тех, кто обращается к ветхозаветным пророчествам: «Мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день, и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет. 1: 19).

Среди тех пророков, которых Церковь вспоминает в дни Рождественского поста, есть и празднуемый ныне пророк Наум. Он жил за триста лет до Христа и является одним из двенадцати малых пророков, о которых еще премудрый Сирах сказал: «Двенадцать пророков – да процветут кости их от места своего! – утешали Иакова и спасали их верною надеждою» (Сир. 49: 12).

Пророк Божий Наум, само имя которого значит «исполненный утешения», или «утешитель», нес людям утешение и надежду в пророчествах о грядущем Избавителе. Он видит духовными очами грядущее пришествие Того, Кто принесет долгожданный мир народу Божию, видит пришествие Христа: «Вот, на горах – стопы благовестника, возвещающего мир» (Наум. 1: 15). Под образом избавления Иудейского царства от ига Ассирии, Церковь разумеет власть диавола, побежденную Христом Спасителем: «Поднимается на тебя разрушитель: охраняй твердыни, стереги дорогу, укрепи чресла, собирайся с силами. Ибо восстановит Господь величие Иакова, как величие Израиля» (Наум. 2: 1-2).

До великого праздника Рождества Христова еще есть время. Еще есть время подготовить себя к встрече Спасителя. Церковь заботливо предлагает нам изучать Священное Писание и идти по жизни путем покаяния, молитвы и поста, чтобы не пройти нам мимо Вифлеемской пещеры Рождества, не пройти мимо Родившегося Спасителя нашего, не остаться во тьме и сени смертной, не погибнуть в лапах врага рода человеческого.

«Пойдем в Вифлеем» (Лк. 2: 15) за чудесной Вифлеемской звездой, чтобы лучи ее осветили Небесным светом пещеру нашей души, и родился в ней Христос – наш Бог и Спаситель. Аминь.

2014 г.