Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Мне весьма почтенны друзья Твои, Боже, весьма надежно их владычество» (Пс. 138: 17), – говорит царственный псалмопевец Давид.
Друзья Божии, которых мы почитаем, – это все те, кто приблизился к Богу через свои добродетели и исполнение заповедей Божиих, кто увенчался за свое мужество, кто пролил кровь и отдал жизнь свою за Христа. Они пострадали и воссияли славой Христовой и мужеством благочестия. Кровь и страдания христианских мучеников легли в основу Церкви Христовой, послужили началом нашей жизни во Христе.
В числе таких друзей Божиих и прославляемая ныне Церковью великомученица Варвара, которая мужественно претерпела ради Христа такие великие муки, которые сломили бы и сильного мужчину, но юная дева, поддерживаемая Божественной благодатью, была стойкой, тогда как сами мучители падали в изнеможении. Святая Варвара безропотно перенесла все мучения, и когда ее собственный отец отсек ей голову, она обрела настоящую жизнь и венец славы в Царстве Небесном. «Нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся» (2 Кор. 6: 9-10), – говорит апостол Павел.
Жизнь и страдания святой Варвары весьма актуальны и в наше время, актуален ее пример и важна ее молитвенная поддержка.
Внешние обстоятельства жизни сейчас таковы, что нет нам необходимости страданиями и кровью свидетельствовать о своей вере, но надо помнить, что христианин всегда и во все времена – мученик. Христианин живет в испорченном грехом мире, живет в атмосфере страдания. Грех несет страдания человеку и извне, и изнутри, несет порой невыносимые телесные и душевные страдания. Жизнь истинного христианина – это мученичество, растянувшееся на целую жизнь, когда надо приносить каждодневно множество жертв. Например, «отказаться от своеволия – все равно, что пролить кровь», – учит святой Варсонуфий. И было бы совершенно невозможно жить при такой нерадостной перспективе, если бы это каждодневное умирание не было бы каждодневным воскресением. «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим. 6: 8). «Нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся» (2 Кор. 6: 9-10).
И такое наше каждодневное умирание со Христом станет каждодневной радостью жизни с Ним, если мы научимся быть благодарными, как учит нас апостол: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 18).
У нас есть, за что благодарить Бога: за дарованную жизнь; за то, что имеем возможность безопасно посещать храмы Божии; за то, что имеем возможность непосредственно общаться с Ним через молитву; за то, что Он даровал нам все необходимое для благочестивой жизни; за то, что посылает нам Своих Ангелов, хранящих нас от всех врагов видимых и невидимых; за то, что открыл нам истину и смысл жизни; за то, что не карает нас, но дарует прощение наших грехов, когда мы искренне каемся; за то, что посылает нам людей, которые любят нас и беспокоятся за нас, через которых Он дает нам Свои блага… Можно долго перечислять поводы для благодарности.
Нам надо научиться благодарить за все доброе, чтобы иметь силы благодарить Бога и за все те трудности, скорби и болезни, которые бывают в нашей жизни. Эти испытания необходимы нам, потому что «душа, не испытанная скорбями, ни на что не годна» (святитель Феофан Затворник), потому что они готовят нас к вечной жизни, делают достойными Бога.
Нам надо научиться быть благодарными не только тогда, когда мы что-то получаем от Бога и от людей, но и когда у нас есть возможность оказать благодеяние нуждающемуся в нашей поддержке. Нам следует благодарить этого человека за то, что он дает нам возможность проявить нашу щедрость, обогатить сокровищницу нашего счастья, за возможность быть настоящим христианином, за то, что, на самом деле, он является нашим благодетелем.
Есть условие, при котором благодарность теряет свою христианскую высоту и красоту.
Умея быть благодарными, понимая всю важность и духовную красоту благодарности, не надо ждать или требовать благодарности от других, потому что слава подобает только Богу – единственному Подателю всех благ.
И принимать благодарность надо с таким же настроением: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113: 9), «ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Иисуса» (2 Кор. 4: 5).
Благодарность – это признак смиренного сердца, а смиренным Бог дает Свою благодать.
Все даяния благие, принимаемые нами от мира и от людей, мы принимаем на самом деле от Бога через мир и людей. И за все это не быть благодарным – значит не просто потерять свое человеческое достоинство, но опуститься ниже всякого животного.
Неблагодарных людей апостол прямо называет безумными (см.: Рим. 1: 21-22) и предупреждает, что неблагодарность – одна из характерных черт личности богоотступника (см.: 2 Тим. 3: 2).
Мы должны постоянно проверять себя, свои мысли и поступки. И одним из критериев проверки является наличие у нас благодарности – самого простого проявления евангельской любви и чистоты сердца.
Давно замечено, что неблагодарный человек – опасный человек.
Неблагодарность – проявление гордыни. Человеку, думающему, что он всего достиг сам, своими руками, силами, способностями, некого и не за что благодарить. Люди неблагодарные – всегда не в меру требовательны, ненасытны, всем недовольны и всегда снедаемы завистью, а зависть разрушает как самого человека, так и все вокруг него. Неблагодарные действительно опасны для окружающих и для самих себя.
«Есть ли что-нибудь чудовищнее неблагодарного человека?» – задался однажды вопросом великий Шекспир…
Современные ученые, которые стремятся все исследовать, измерить и проанализировать, выяснили, что благодарность способна помочь человеку достичь гораздо лучших результатов на работе, вновь обрести счастье в браке, иметь больше друзей, иметь больше сил и улучшить физическое здоровье, укрепить иммунную систему, защитить себя от сердечно-сосудистых заболеваний, снизить уровень стресса и прожить более долгую жизнь. Благодарные люди обычно лучше спят, лучше себя чувствуют, у них меньше депрессий и страхов, а больше энтузиазма и оптимизма, чем у неблагодарных.
Преподобный Паисий Святогорец призывает нас: «Живите, постоянно славословя и благодаря Бога, потому что неблагодарность есть величайший грех, а неблагодарный человек – худший из грешников», опасный и для окружающих, и для себя. Аминь.
2015 г.