Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко) в день памяти праведного Иоанна Кронштадтского — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко) в день памяти праведного Иоанна Кронштадтского

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Туда, туда, на Небо хочу, где вечно чистый воздух чистых душ, где ясный, немерцающий свет, где нетленная, духовная, не обременяющая и не растлевающая души пища и духовное питье, где нетленная, сияющая, неблазненная красота, где нетленная, присносущная сладость, где вечная, ничем не нарушимая свобода духа, где мир непоколебимый».

С таким настроением, с постоянным стремлением к Небу жил святой праведный Иоанн Кронштадтский с того благодатного момента, когда родители принесли его в храм, где в купели Крещения он был рожден для вечности, стал христианином и не изменил этому высокому призванию в течение всей жизни.

Оставаясь христианином всегда, отец Иоанн Кронштадтский и нас учит, что значит быть христианином и как не уронить это высокое достоинство.

«У христианина, не как у обыкновенного человека, должен быть характер жизни совсем отличный от обыкновенной мирской жизни: у него иные помыслы – святые и божественные, иные чувства – святые, небесные, иная воля – святая, Божия, иная любовь – не мирская, но Божественная, не вещественная, а духовная; у него в мыслях и чаяниях не блага здешнего, временного, приходящего века, а блага будущего нескончаемого века, блага духовные; будучи во времени, он весьма часто переносится мыслями в вечность, всех ожидающую, и неотложно, постоянно готовится к переходу в нее.

Он презирает временные, тленные наслаждения и все удовольствие полагает в наслаждении богомыслием, молитвой, добродетелью.

Его жилище и стихия – храм и богослужение; он скучает в жилищах человеческих, жилищах суеты и греха, в жилищах тления, страстей и похотей человеческих».

«Храм есть святилище Божественное, небо земное, святилище нетления и святыни». «Только в храме Божием мы научаемся искренно веровать в Бога, познавать себя, любить Бога и друг друга, только в храме мы познаем, что у нас есть общий Отец на Небесах». «Храм приближает к нам Бога, или нас к Богу, и делает нас самих храмом Божиим одушевленным, освящает нас». Богослужение, совершаемое в храме, «есть райское жительство, на земле Небесная жизнь, пребывание с Богом и со святыми, чистое, любовное, ничем не развлекаемое собеседование с Ним, посильное благодарение и славословие бренными устами Господа и предначатие вечного славословия вместе с Ангелами устами духовными в преображенном теле славном, прославление подвигов святых угодников Божиих, училище благочестия и всякой добродетели из Слова Божия и из жизни святых, приятие внешней благодати в молитве и Таинствах и самое растворение с Богом и обóжение».

В начале Нового года, когда мы осмысливаем произошедшее в уходящем году и с надеждой на лучшее смотрим в будущее, надо помнить слова блаженного Августина Иппонского: «Плохие времена, тяжелые времена – вот что люди не устают повторять, но давайте жить хорошо, и времена станут хорошими. Мы и есть времена. Каковы мы, таковы и времена».

Только живя в Церкви, мы сможем жить хорошо, и времена станут хорошими, потому что «Святая Церковь своим богослужением просветляет, исправляет наш взгляд на нас самих, на цель нашей жизни». В храме «человек верующий непременно должен проникнуться чувством собственного достоинства и стараться быть достойным великого своего звания» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

Пока Господь еще дает нам время на этой земле, время на покаяние, на изменение образа жизни, надо по примеру святого праведного Иоанна Кронштадтского пользоваться этой возможностью, с благодарностью Богу принимать все происходящее в нашей жизни или как волю Божию, или как попущение Божие, презирать земное и всем существом стремиться к Небесному. Аминь.