16 января – память пророка Малáхии

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Пророк Малáхия был последним ветхозаветным пророком, и поэтому святые отцы называют его «печатью пророков». Он жил и пророчествовал как раз в то самое время, когда иудеи только что вернулись из вавилонского плена, а это было примерно за 400 лет до Рождества Христова. Являясь образцом душевной доброты и благочестия, он приводил в удивление народ и был назван Малахией, что значит «Ангел Господень».

Вернувшиеся из вавилонского плена иудеи представляли собой в религиозно-нравственном смысле очень печальную картину: разгул всяческого порока, оставление веры, забвение закона, отсутствие благочестия в жизни…

Такую картину видел святой пророк Малахия. Он не мог спокойно смотреть на это и, вдохновляемый Богом, возвышал свой голос, чтобы люди образумились и вернулись к вере своих отцов, стали исполнять закон и жили благочестиво. Он возвышал свой голос и обличал народ, который с пренебрежением стал относиться к храму Иерусалимскому, выразившимся в неисполнении закона касательно десятины и приношений в храм Божий. Святой пророк угрожал этому стропотному народу судом Божиим за их пороки: «Приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф» (Мал. 3: 5).

Иудеи богохульствовали, видя, что неверующие люди живут счастливо, не исполняют закон и ничего им за это не бывает: «Тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы» (Мал. 3: 14-15). «Где Бог правосудия?» (Мал. 2: 17).

Где же Божественная справедливость? Зачем тогда нужна вера, зачем нужно исполнять закон, все эти правила, когда можно и без них прожить?..

Но и их священники оказались не на высоте своего священнического положения. Вместо того, чтобы вести народ к Богу, научать людей вере, закону и благочестивой жизни, они сами не имели должного благоговения к Богу, приносили худые жертвы, своим поведением бесчестили имя Божие: «Уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф. За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона» (Мал. 2: 7-9).

Пророк грозно предупреждал, что грядет Судный день, когда каждый даст ответ Богу за свои дела и получит то, что заслужил в этой жизни: «Вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей» (Мал. 4: 1).

Обличая людские пороки, святой пророк Малахия ясно свидетельствует о Пришествии в мир Мессии и о явлении Предтечи перед Его Пришествием: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде» (Мал. 3: 1-3).

И 2021 год назад Мессия пришел в мир. Бог пришел на землю, чтобы обновить изуродованную грехом человеческую природу, чтобы открыть нам новую жизнь, открыть нам вход в Царство Небесное.

Но смотрите, что получается.

Читая книгу пророка Малахии, невольно задумываешься: «А что же изменилось-то за эти 2400 лет?» Как похоже все то, что мы читаем в этой книге на то, что происходит сейчас. И я не говорю о людях неверующих. Но как часто среди христиан можно наблюдать отсутствие веры и благочестия. Нет никакой жизни согласно вере.

Мы так же, как и 2400 лет назад, богохульствуем, обвиняя Бога в несправедливости, когда видим, что там, за оградой церковной, люди не знают никаких заповедей Божиих, а если и знают, то переступают через них смело, и ничего им за это не бывает. Более того, они благоденствуют. А мы, казалось бы, и молимся, и вроде бы свечечки ставим, и вроде бы посты соблюдаем… И такая у нас скорбная жизнь и недостаток во всем.

Что же это такое? Зачем же так себя ограничивать, если и без этого можно жить вполне благополучно?..

Не так ли мы, как и 2400 лет назад, пренебрегая церковными благодатными Таинствами, этими единственно действенными средствами для исцеления наших душ и телес, стремимся ко всяческим чародеям, экстрасенсам, колдунам и прочим лжецелителям, ожидая от них сиюминутного избавления от своих болячек…

Не такие же ли пороки у нас, не тот же ли принцип жертвования Богу: «На Тебе, Боже, что мне не гоже»? Этим самым мы оскорбляем Бога, ибо в жертву Богу всегда приносится самое лучшее.

Так, может быть, все, о чем мы говорим, – о Пришествии в мир Спасителя, о том, что Он открыл для человека возможность новой жизни, – все есть сказка, выдумка богословов? Может быть, ничего этого нет? А люди, иногда приходя в храм, чтобы отдохнуть от мирской суеты, просто утешают себя и успокаивают какими-то иллюзиями?..

Нет! Все – правда! Господь Иисус Христос пришел в этот мир, открыл нам возможность новой жизни, приблизил к нам Царство Небесное. И тому есть самые непреложные, самые сильные доказательства. Тому доказательство – Пришествие в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Его страдания, смерть и Воскресение. Тому доказательство – двухтысячелетнее бытие Церкви Христовой на этой земле и сонмы святых Божиих человеков. И отвергать это – значит поступать крайне неразумно, это значит – идти против рожна, это значит – отвергать очевидное, то есть совершать тот грех, который никогда не проститься человеку.

Так почему же некоторые живут сейчас так же, как те ветхозаветные грешники?

А потому, что люди проходят мимо этой новой благодатной Божественной жизни. Они ее не замечают. Им удобно в их маленьких квартирах. Им удобно и приятно жить так, как они привыкли. Они настолько прилепились ко всему этому земному, тленному и скоропреходящему, что даже не подозревают, что есть другое, великое и вечное, и что это вечное не где-то там, далеко, а здесь, рядом. Надо только очнуться от греховного сна, попытаться вырваться из этой лжи, которая, как паутина, опутала нашу жизнь. Надо отдать себя Богу. И тогда все будет по-другому. Тогда перед человеком раскроются новые горизонты жизни, жизни благодатной, жизни с Богом. Тогда человек станет причастником Божественной радости: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные; и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф» (Мал. 4: 2-3).

Об этом знали сонмы святых Божиих человеков, живших до нас эти 2000 лет в Церкви Христовой. Это знают и сейчас верные чада Церкви Христовой.

Святой пророк Малахия, провозгласивший спасительное Пришествие Господа, да будет ходатаем пред Ним за нас, со страхом и радостью поющих: «Пророка Твоего Малахии память, Господи, празднуя и его призывая, Тебя молим: «Спаси души наши»». Аминь.