15 февраля – Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Слово на Сретение Господне

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром» (Лк. 2: 29).

Когда воплощенному Сыну Божию, имже вся быша, пришло время явиться на земле, тогда Провидением Божиим утотованы были некоторые избранные из человеков – встретить Его чудесное всеспасительное явление, и возвестить его миру, – и, во-первых, Вифлеемские пастыри бессловесных стад, осведомленные о том от Ангелов Небесных, засвидетельствовавших громко Божество и человечество родившегося Христа; потом – исполненный Духа Святого старец священный Симеон, которому было обещано от Бога, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня.

Это сретение Симеоном и празднует ежегодно Святая Православная Церковь, а встречную песнь его Спасителю мира повторяет ежедневно за вечерним богослужением.

Ее вы все знаете, она начинается словами: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видесте очи мои спасение Твое».

Праведный старец благословил Богомладенца и Матерь Его, и сказал Ей: «Се, лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо: и Тебе же Самой душу пройдет оружие: яко да открыются от многих сердец помышления» (Лк. 2: 34-35).

Вот какое событие ежегодно воспоминает и празднует Церковь Святая в назидание и спасение наше.

Чему учит нас праздник Сретения Господня?

Прежде всего той истине, что Бог верен во всех словах и обещаниях Своих (Пс. 144: 13). Он обещал еще Адаму и Еве, всеродно падшим в раю прародителям нашим, что Он пошлет на землю Спасителя им и всему роду человеческому, именно благословенное Семя Жены, которое сотрет главу змея-человекоубийцы, что и исполнилось, исполняется ежедневно и будет исполняться до самого скончания мира, доколе будут рождаться и жить на земле люди верные и верующие в Бога и Христа Его, ибо чрез них Он, Христос, попирает и стирает главу змия. Таковы были патриархи, праотцы, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные и праведные и все святые, таковые есть и ныне между правоверными, побеждающие древнего змия, обольщающего всю вселенную (Апок. 12: 9).

Во-вторых, праздник Сретения научает нас тому, что Господь Сам идет на встречу только к делающим правду, или алчущим и жаждущим правды, – как старец Симеон, – потому что Он пришел на землю для того, чтобы исполнить всякую правду (Мф. 3: 15) Божию и нас научить творить правду и избавить нас от всякой неправды, от всякого беззакония и даровать нам покаяние с плодами спасительными.

Господь подался и почил на руках праведного Симеона, а на руки грешного человека Он не подался бы и не возмог бы на них носиться; ибо какое общение правды с беззаконием, света со тьмою, Христа с велиаром (2 Кор. 6: 15)? Так и ныне Христос не может обитать в сердце и в теле, повинном греху и страстям, и если хотим иметь в сердцах своих Христа, мы должны покаяться и возненавидеть грех, возлюбив правду и добродетель.

Торжественных сретений, или встреч, Христа Бога, кроме Симеоновой, было еще несколько, при жизни Христа на земле. Так Его встретили волхвы, восточные мудрецы с дарами: златом, ливаном и смирной; встретил и провозвестил Его громогласно при Иордане реке Иоанн Предтеча, крестивший безгрешного Владыку твари, освятившего для нас крещением Своим воды, – Его встретил торжественно при входе в Иерусалим с ваиями и ветвями древесными народ еврейский, при пении: «Благословен грядый во имя Господне» (Мф. 21: 9). Встретил Сам Христос Бог святых жен-мироносиц по Своем Воскресении из мертвых: «И се Иисус, срете их, глаголя: радуйтеся» (Мф. 28: 9); встретил на пути двух учеников, шедших в Еммаус и шел с ними до селения. Встречаем Его ежедневно во время Литургии и мы, когда в конце ея появляются в открытых царских дверях Святые Тайны Тела и Крови Христовой, и хор поет: «Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам».

Кроме того, бывают ежедневно у верующих и благочестиво живущих христиан внутренние, тайные сретения, т. е. встречи Господа в душах во время молитвы, тайной или явной, при усердном покаянии, когда к кающейся душе приходит Христос тайно и утешает ее, отечески объемлет ее, примиряется с нею, вселяется в нее, особенно при искреннем причащении св. Христовых Тайн Тела и Крови Его. Но бывает и жалкая, плачевная разлука человека со Христом, когда душа христианская впадает в вольные или невольные грехи, напр. в скверные, неверные, лукавые, хульные помыслы, или в гордость, самолюбие, неверие истине Евангельской, когда в неверии отвергает Бога и совсем отступает от Него, хулит Его, как сталось это с богохульником графом Толстым и многочисленными последователями его, Толстого. На них сбылось пророчество Симеона Богоприимца, изрекшего Пресвятой Деве достопамятные слова: се, лежит Сей на падение и на востание многим во Израили; сбылось относительно падения их и востания некоторых из них, но не Толстого. Но это прежде всего сказано о тогдашних книжниках, фарисеях и саддукеях, а затем и о нынешних ложно ученых, именующихся христианами. Христос для Толстого сделался камнем преткновения.

Далее, всякий раз бывает жалкая, несмысленная разлука наша с Богом при падении в разные грехи – блуда, прелюбодейства, злобы, зависти, невоздержания, пьянства, неповиновения, своеволия, буйства, ругательства и сквернословия; корыстолюбия и сребролюбия, и в разные другие грехи; – и если человек умирает во грехах нераскаянно, – он навеки разлучается со Христом и сочетавается с диаволом, коему уподоблялся и окончательно уподобился в жизни, и наследует одинаковую с ним участь – муку вечную.

Последнее сретение Господа будет во Второе и страшное Его Пришествие, когда Он приидет в страшной славе Своей и Отца Небесного со всеми ангельскими силами: «И узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его, и когда возрыдают пред Ним все племена земные» (Апок. 1: 7).

Апостол Павел к солунянам писал: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Сол. 4: 16-17).

Будем же встречать Господа здесь, на земле, доколе живы, в покаянии и добродетели душами чистыми и нескверными, пребывая во взаимной любви и делании всякой правды, чтобы и во Второе Пришествие Его встретить в радости и водвориться на веки в Царствии Его. Аминь.

1902 год.