28 февраля, в Неделю о блудном сыне, в Петропавловском соборе г. Томска Божественную Литургию совершил ключарь собора архимандрит Иосиф (Еременко) в сослужении протоиерея Богдана Биды, иерея Вадима ВАсильева, протодиакона Владимира Маркова, диакона Вячеслава Ермоловича.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения об избавлении от вредоносного поветрия и прочитана молитва:
«Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих.
Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
За богослужением пел хор Петропавловского собора под управлением Раисы Бида.
По окончании Литургии архимандрит Иосиф произнес проповедь, в которой сказал:
«Блудный сын «пришел в себя», он пришел в сознание. Он наконец-то очнулся и принес своему отцу покаяние.
Вернемся и мы к Отцу нашему Небесному, ибо нет таких грехов, которые могли бы превозмочь, пересилить Божественную любовь.
Нужно покаяние искреннее и нелицемерное, покаяние, понимаемое как изменение своей жизни человека, изменение своего внутреннего состояния. Покаяние – не просто сожаление о своих грехах, не просто раскаяние, а твердое намерение измениться и никогда этого больше не делать, твердое желание жить по-другому, жить с Богом, жить только по евангельским заповедям.
Конечно, очень трудно, особенно людям в возрасте, изменить себя и отвергнуть тот образ жизни, который до сих пор вели. «Правда, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – трудно и тяжело сделать усилие, чтобы подойти к входу и, достигнув преддверия покаяния, оттолкнуть и низринуть врага, который тут сильно дышит и налегает. А после того и он, будучи однажды побежден и павши там, где был силен, не оказывает такого неистовства, и мы, имея уже больше ревности, весьма удобно совершим этот добрый подвиг».
Что же делать? С чего начать покаяние – «этот добрый подвиг»?
Тот же Златоустый святитель советует нам: «Пробуди внутри себя обличителя – твою совесть, чтобы там, на судилище Господнем, не иметь тебе обличителя. Вот один путь покаяния – прекраснейший! Есть и другой, не хуже этого, состоящий в том, чтобы не злопамятствовать на врагов, сдерживать гнев, прощать грехи собратьям, потому что в таком случае простятся и нам наши грехи против Господа. Хочешь знать и третий путь покаяния? Это пламенная и усердная молитва, возносимая притом от самой глубины сердца. Если хочешь знать и четвертый путь покаяния, то назову милостыню: она имеет великую и несказанную силу. Скромность и смиренномудрие не менее всех сказанных средств заглаживает грех».
Об этом призывает нас Святая Церковь подумать сегодня, в преддверии святой и спасительной Четыредесятницы, в преддверии Великого поста. Великий пост – очень удобное время для того, что бы постараться изменить свою жизнь.
И еще святые отцы говорят, что в каком бы ужасном положении мы не оказались, какие бы ужасные грехи мы не совершили, но хуже всего и страшнее всякого греха – отчаяние. Никогда не отчаивайтесь. Эта лукавая бесовская мысль, что нет мне уже прощения. Такими мыслями бес старается лишить нас самого главного в жизни, лишить нас основания нашей жизни – надежды на милосердие Божие и ввергнуть в вечную погибель. Господь все простит при условии нашего искреннего покаяния.
Пусть даст нам Господь силы покаяться. «Пока не пришла смерть, пока не заключены двери, не отъята возможность войти, пока не напал на вселенную ужас, пока не померк свет, … проси, грешник, щедрот у Господа» (преподобный Ефрем Сирин). И Милосердный Господь простит и помилует всех нас и введет в Царство Свое Вечное».
Фото Виталия Липатова