6 марта – Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Проповедь перед панихидой архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Верные! Воспоминая всех усопших от начала мира, которые провели жизнь благочестиво, будем воспевать Спасителя и Господа, усердно прося, чтобы они могли дать ответ в час суда Ему, Самому Богу нашему, Судии всех живущих на земле, чтобы они, радостные, удостоились стать одесную Его, на стороне угодивших Ему, получили участие со святыми в светлом и вечно блаженном Его Царстве Небесном» (стихира на «Господи, воззвах…»).

Повинуясь призыву Святой Церкви, собрались мы ныне в храме Божием, чтобы выполнить нашу сыновнюю обязанность – помолиться за всех православных христиан и особенно за своих любимых усопших сродников.

В синаксаре на сегодняшний день так объясняется установление святыми отцами торжественного церковного поминовения всех от века в благочестии скончавшихся сродников наших.

Поскольку многие умерли внезапно во время странствия, в море или непроходимых горах, в бурных потоках, пропастях, от болезней и голода, от пожара, во льдах, на войне, от холода или претерпев какую-либо другую смерть, они, так же как нищие и убогие, не были отпеты. Божественные отцы, движимые человеколюбием, постановили Соборной Церкви совершать общую память всех усопших, приняв это от святых апостолов, чтобы ныне помолиться и о тех, кто по какой-либо причине не получил установленного поминовения, являя, что церковное поминовение приносит им великую пользу.

Во-вторых, поскольку в завтрашний день будет вспоминаться Второе Христово Пришествие, то уместно сотворить и память душам всех некогда живших, умоляя Страшного и Нелицеприятного Судию явить им обычную милость и сподобить их обетованного блаженства.

Божественные отцы, зная, какое великое облегчение и пользу приносит усопшим поминовение, то есть милостыня и молитвы, поучают Церковь совершать его. Когда-то преподобный Макарий Великий, найдя череп язычника, вопросил его: «Имеют ли хоть иногда какое-нибудь утешение находящиеся во аде?» И тот отвечал: «Великое облегчение имеют они, когда ты, отче, молишься за усопших». И святитель Григорий Богослов в надгробном слове брату Кесарию представляет милостыню за усопших как благое дело.

Мы приближаемся к подвигам святой и великой Четыредесятницы. Это будет время, когда мы станем учиться жить по-новому, согласно заповедям Божиим. Святая Церковь пытается пробудить нас от духовного сна, в котором многие из нас пребывают. Так, совершая сегодня молитвы об усопших, ежедневно видя, как люди переходят в мир иной, очень удобно задуматься и о своей жизни, о том, как мы живем, задуматься о том, что в свое время и мы перейдем в вечность, и для нас будет Страшный Суд. Какой ответ мы дадим Богу? Вот как об этом рассуждает святитель Иоанн Златоуст:

«Господь сокрыл от нас день смерти нашей, чтобы расположить нас к постоянному трезвению и бодрствованию и таким образом еще более побудить к попечению о добродетели. «Бодрствуйте, – говорит Он, – потому что не знаете ни дня, ни часа» (Мф. 25: 13). Но мы делаем противное и постоянно спим сном более крепким, нежели сон естественный. Спящий естественным сном становится неспособным делать ни зла, ни добра; а мы спим другим сном, спим для дел добродетели и бодрствуем для дел злых; злые дела совершаем неленостно, а в добрых показываем великое нерадение и сонливость. И так мы делаем, видя каждый день, что одни отсюда отходят, а другие и в настоящей жизни подвергаются многим изменениям. Однако ж и это непостоянство жизни не довольно вразумляет нас, не довольно возбуждает в нас стремление к добродетели, располагает к презрению настоящих благ и к желанию будущих, к тому, чтобы теням и сновидениям мы предпочитали истину. Ведь настоящие блага ничем не разнятся от теней и сновидений. Итак, не будем обманывать себя и гоняться за тенями; но, хоть когда-нибудь, позаботимся и о нашем спасении, а богатство станем издерживать на нуждающихся, чтобы за это удостоиться воздаяния от человеколюбивого Бога».

Совершая молитвы за усопших, не забудем и о себе, и пока Господь еще дает время, постараемся изменить свою жизнь, без промедления принесем Богу нелицемерное покаяние, будем стремиться к добродетели. «Прибегай к Богу с покаянием и слезами. Покайся и не сомневайся; покайся и не унывай более, не отчаивайся в своем спасении. На Небе радость, когда ты каешься, а ты медлишь! Ради тебя пришел Врач душ, а ты скрываешь раны» (святитель Иоанн Златоуст).

В селениях святых Твоих всели всех усопших сродников наших, Владыка Христе, и помилуй нас, ибо Ты один бессмертен. Аминь.

2006 г.