Какова наша тень?

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Все мы живем в одной атмосфере, дышим одним воздухом. Если где-то открывается источник зловония, то все чувствуют, что воздух испорчен, а если кто-то использует освежитель воздуха, то это все тоже почувствуют. Если мы находимся на цветущем лугу или в лесу, то вдыхаем чудные ароматы, а если проходим мимо очистных сооружений, то от смрада кружится голова. Все мы вдыхаем один и тот же воздух, и изменения в воздухе чувствуют все.

Также справедливо и то, что все мы пребываем в едином духовном пространстве, в одной духовной атмосфере, и изменения этой атмосферы влияют на всех людей. «…Все человечество живет как бы в едином сплошном духовном эфире, который всех нас включает в себя и связует нас друг с другом» (И.А. Ильин).

Никто из людей не свободен от греховных желаний и побуждений. Никто из людей не прав и не свят от утробы матери своей. «Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50: 7).

Мы дышим этим духовным воздухом и излучаем в него свои «волны» не только тогда, когда что-то делаем, говорим или думаем, но даже когда и не думаем и не хотим этого. И воспринимаем чужие «волны», даже когда не знаем об этом.

Грех, живущий в человеке, отравляет духовный воздух, даже тогда, когда человек ничего не говорит и не делает плохого. И все окружающие отравляются этим злом. По непременному закону зла, злоба, как и другая любая страсть, поселяясь в сердце, стремится излиться наружу, распространиться вовне. Злоба, даже не высказанная в словах, не выраженная в деле, а скрывающаяся лишь в сердце и отражающаяся слегка на лице и в глазах, по непременному закону заразительности, передается душе того, на кого направлена эта злоба, происходит «какой-то духовный перелив нечистого потока из одного духовного вместилища в другое» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

Добро же, излучаемое человеком, очищает, освящает духовную атмосферу. Это происходит не только, когда человек действует или говорит, но и бессознательно.

Это знает каждый из нас опытно. Бывает, что с каким-то конкретным человеком не хочется не только иметь дело, разговаривать, но и даже встречаться не хочется. Такого всячески избегаешь, потому что быть рядом с ним – уже плохо, неуютно, тревожно. А есть люди, рядом с которыми – хорошо.

Мы все, неся в себе «семя тли», более или менее загрязняем, отравляем духовную атмосферу. Здесь нет виноватых или невинных. Виновны все. Есть люди, которые осознают это, а есть такие, которые ослеплены грехом и не знают этого. Те, кто понимают эту свою виновность, стараются с Божией помощью очищать свой внутренний мир от греха, чтобы излучать вовне любовь, мир, добро. Из таких людей бывают святые. Апостолы Христовы не только руками совершали в народе многие знамения и чудеса. Верующие «выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян. 5: 15). Они были уверены, что даже тень апостола принесет исцеление и жизнь.

Другие же люди, не понимающие своей греховности, своей духовной нечистоты, мнят себя праведниками, умно и благочестиво рассуждают, очень убедительно обличают своих ближних, указывая на их ошибки. При этом они не контролируют свое внутреннее духовное состояние и источают вокруг себя яд ненависти и злобы.

Каждый из нас, проходя по жизненному пути, бросает на него свою тень. Жизнь наша отражается на окружающих, и мы должны прилагать все старания, чтобы это отражение приносило пользу, облегчение, исцеление и радость, чтобы наше влияние на других было не отравляющим и смертоносным, но благотворным, напоминающим живительное дуновение горного воздуха, приносящего здоровье и силу.

Такова ли наша тень?.. Какую тень мы бросаем на окружающих?..

В период Великого поста Святая Церковь предлагает своим чадам часто произносить молитву преподобного Ефрема Сирина, в которой есть слова: «Даруй ми зрети моя прегрешения». Каждый из нас должен знать не только, что он сделал плохого, произнес гнилое слово, помыслил недоброе, но и знать глубинную поврежденность своей души, знать, что «семя тли во мне есть». Это знание приведет к покаянию, к желанию с помощью Божией измениться к лучшему. Это знание позволит видеть греховную поврежденность других людей, но не для того, чтобы осуждать их, а сострадать и покрывать чужие грехи любовью.

Поэтому и молимся мы: «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».