30 мая – Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Христос Воскресе!

На пятой седмице после Пасхи Церковь вспоминает встречу Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа с самарянкой и беседу с ней (см.: Ин. 4: 5-42).

Господь Иисус Христос, утомленный путешествием из Иудеи в Галилею и полуденным зноем, остановился отдохнуть у колодца. Этот колодец находился близь самарийского города Сихем. Ученики пошли в город, чтобы приобрести пищи. В то время, когда Иисус остался один, к колодцу пришла некая самарянка с кувшином, чтобы почерпнуть воды. Господь вступает с ней в разговор и, между прочим, говорит, указывая на колодезную воду: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек» (Ин. 4: 13-14).

Господь говорит самарянке, что у Него есть некая вода, которая способна навсегда утолить жажду человека.

Всякий знает, что тело человека требует пищи и воды, и сколько бы сегодня ни насыщался человек, завтра вновь захочет есть и пить. Тело человека создано из земли и требует соответствующей пищи – от земли.

Но человек – это не только тело. Когда-то Бог вдунул в человека «дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2: 7). И живая душа требует соответствующей пищи и питья, которых нет на земле. Если бы душа могла выплеснуть на себя всю воду вселенной, то не утолила бы своей жажды. Ничто в этом земном мире не может насытить и напоить душу.

«Боже! Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной» (Пс. 62: 2).

Живую душу может напоить только живая вода, которую предлагает Спаситель самарянке, а через нее – и всем нам. Живая вода, о которой говорит Господь, есть животворящая Божественная благодать, питающая и напояющая душу и таким образом вводящая ее в жизнь вечную уже здесь, на земле.

Господь обращает к каждому человеку Свой призыв: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7: 37). Христос Спаситель подавал воду живую – и до сих пор подает – всем и каждому, кто в пустыне этого мира ощущает жажду духовную.

«Человеколюбивый Путеводитель стоит в раскаленной пустыне мира сего и возглашает, зовя всех путников, истомленных жаждой. Блажен тот, кто услышит глас Его и приступит к Нему с верой! Не будет Он его расспрашивать ни о языке его, ни о национальности, ни о возрасте, ни о достатке, но даст ему воды живой, что укрепляет и омолаживает, обновляет и возрождает, животворит и усыновляет, изводит из пещи огненной мира сего и вводит в Вертоград Райский. О, питие Божественное, сколь ты чудотворно! О, Сладчайший Спаситель, Колодезь прохладный, сколь Ты прозрачен, обилен и животворящ! О, Дух Святой Утешитель, привлеки к Господу Иисусу всех тех, души коих жаждут бессмертной жизни, всех тех, кои в жажде своей вопиют: «Жаждет душа моя к Богу Крепкому, Живому!» [Пс. 41: 3]» (святитель Николай Сербский).

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7: 37).

Господь говорит о жажде духовной – это такое же естественное требование души человеческой, как требование пищи и питья для тела.

Во все времена человеческая душа жаждала истины, искала ее, но не находила того, что могло бы утолить эту жажду. Премудрый Соломон говорит об этом так: «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это – томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл. 1: 17-18). Чем больше ищущий знания познает, тем больше понимает, как мало он знает по сравнению с непознанным и недоступным познанию. Не может человек объять вселенную своим разумом. Поэтому томится живая душа «в земле пустой, иссохшей и безводной» (Пс. 62: 2).

Не может жаждущий добра и праведности человек найти их в самом себе: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7: 20). Не может найти и вокруг себя: «И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их – сила, а утешителя у них нет» (Еккл. 4: 1). Поэтому томится живая душа «в земле пустой, иссохшей и безводной» (Пс. 62: 2).

«Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 16), и человек, созданный по образу Божию, всегда жаждет любви, но чаще находит равнодушие, холодность, неприязнь, зависть, ненависть или какие-то призраки любви, которые быстро рассеиваются. Поэтому томится живая душа «в земле пустой, иссохшей и безводной» (Пс. 62: 2).

Это томление души проявляется в различных бытовых нестроениях и в физических болезнях.

Только Господь может утолить человеческую жажду истины, праведности, любви, помочь и исцелить, потому и говорит: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7: 37).

Когда-то в Иерусалиме существовала купальня, воды которой становились целебными только однажды в год, и физическое здоровье получал только тот, кто успевал первым погрузиться в эту чудодейственную воду. Теперь же любой человек в любое время может с верой, смирением и благоговением погружаться в потоки живой воды, которую дает нам Спаситель.

Господь открыл источник Божественной благодати, которая обильно изливается на весь род человеческий, только иди и пей. И все верующие, почерпающие эту живую воду в церковных Таинствах, в Евангелии очищаются, исцеляются, освящаются, преображаются, становятся совершенно другими, новыми, настоящими людьми: мытари становятся апостолами, закхеи – благодетелями и нищелюбцами, савлы – Павлами, злодеи – великими подвижниками. Почерпнув этой живой воды, слепые начинают видеть, хромые – ходить, больные и одержимые злыми духами – исцеляются. Эта живая вода любому человеку дает силы для дел любви и милосердия, дает силы преодолевать все невзгоды, неприятности, встречающиеся на жизненном пути.

И за этой живой водой далеко ходить не надо – она всегда рядом в спасительных церковных Таинствах и даже еще ближе, всегда под рукой у каждого в доме – это святой Евангелие. Евангелие – это тот колодец живой воды, который есть – непременно должен быть! – в доме каждого христианина. Кто с верой, благоговением, молитвой читает Евангелие, у того всегда душа бодрая и сильная, тот всегда радостен и спокоен, всегда всем доволен.

Читать Евангелие надо всегда, и не беда, если кто-то не все понимает в написанном. Большинство людей не знают состав воды, ее химическую формулу, но все равно вода освежает и утоляет жажду. Евангелие имеет чудесное свойство освящать, учить, утолять духовную жажду человека, даже если он сразу и не понимает написанного.

В Евангелии написано: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7: 37).

«Пойдемте все к Нему. Кто чего бы ни жаждал, только бы то не противно было духу Господа, непременно найдет удовлетворение. Жаждущие знания, идите к Господу, ибо Он – единственный свет, истинно просвещаюший всякого человека. Жаждущие очищения от грехов и утоления совестного жжения, идите к Господу, ибо Он вознес грехи всего мира на древо и рукописание их разодрал. Жаждущие покоя сердечного, идите ко Господу, ибо Он есть сокровище, обладание которым заставит вас забыть все лишения и презреть все блага, чтобы обладать Им единым. Сила кому нужна – у Него всякая сила. Слава ли – у Него слава премирная. Свобода ли – Он Дарователь истинной свободы. Он решит все наши недоумения, расторгнет узы страстей, развеет все скорби и туги, даст преодолеть все препоны, все искушения и козни врага и уровняет путь нашей жизни духовной.

Пойдемте же все к Господу!» (святитель Феофан Затворник).

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7: 37), «а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек» (Ин. 4: 13-14). Поэтому мы с верой почерпаем благодатные воды бессмертия и взываем к Творцу всего мира и Владыке: «Даруй нам милости Твои, ибо Ты – Источник жизни нашей».

Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!