Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко) в день Вознесения Господня — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко) в день Вознесения Господня

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Господь и Спаситель наш Иисус Христос, явившись в последний раз Своим ученикам близ Иерусалима, на горе Елеонской, «подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24: 50-51). Когда апостолы смотрели на небо, куда вознесся их Учитель, то увидели двух Ангелов, один из которых сказал им: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1: 11).

Апостолы взирали на небо, куда перенесено было их сокровище, куда взята была их надежда и радость. Теперь ничего не осталось на земле, что было бы достойно человеческого взгляда, взгляда последователей Иисуса Христа.

И наши взоры должны быть устремлены на Небо, ибо где Сокровище наше, там должно быть и сердце наше (см.: Мф. 6: 21). А иначе и быть не может. Без Бога на земле пусто, все «суета сует» (Еккл. 1: 2). Без Бога и в сердце пустота, потому что земная суета не может наполнить сердце человека, созданного Истиной для истины. Земная суета – ложь, она только терзает и рвет сердце человека, наполняет его скорбью, оставляет одиноким и беззащитным в окружении врагов нашего спасения.

И из этой пустоты должны быть обращены к Небу не только взоры людей, но и вся их жизнь, все их существо. Только так можно наполнить жуткую сердечную пустоту, облегчить скорбь, прекратить одиночество, развеять мрак.

Все христиане устремляют свои взоры на Небо, куда Вознесся наш Господь и Спаситель, потому что там – наш дом, наше истинное Отечество, наше жилище вечное. Мы все «странники и пришельцы на земле» (Евр. 11: 13), «не имеем здесь постоянного града» (Евр. 13: 14), ибо «наше жительство – на небесах» (Флп. 3: 20). Всем своим существом христиане устремлены к Небу: «Когда приду и явлюсь пред лице Божие!» (Пс. 41: 3).

С радостью после долгого путешествия странник входит в свой дом, встречается со своими отцом и матерью, братьями и сестрами, супругой и детьми. Так и христиане с радостью вступают в свое Небесное Отечество, к которому шли долгие трудные годы по земле. Там не будет печалей и воздыханий, но бесконечная радостная жизнь. Всем, кто войдет в это Небесное Отечество, «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4). «И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их» (Откр. 22: 5). И чем меньше человек привязан к земному, временному, тем легче он войдет туда, где всегда было его Сокровище, к Которому стремилось его сердце.

Терпеливо и с радостью христиане ожидают того часа, когда Господь призовет их к Себе. Двери нашего Небесного Дома отворяются смертью, поэтому христиане не боятся смерти. Надо всегда быть готовым сразу и радостно откликнуться на Божественный зов, после чего мы вслед за нашим Спасителем взойдем к Богу и Отцу нашему. Эта участь ожидает всех тех, кто жил праведно, кто еще в земной жизни вкусил и увидел, «как благ Господь» (Пс. 33: 9).

Ангел сказал апостолам, что Господь вновь придет на землю так же, как и Вознесся. Ангел говорит о Втором Пришествии Спасителя на землю. Апостолы видели Вознесение Господа во славе своими физическими очами. Они видели исполнение слов пророка: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне» (Пс. 46: 6). Светоносный Проповедник говорит апостолам и всем нам, что вторично Господь придет на эту землю явно и торжественно, а не тайно. И Сам Господь сказал, что «приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним» (Мф. 25: 31). И апостол свидетельствует, что Господь «при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба» (1 Фес. 4: 16). Однако никто не знает «ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25: 13).

Все предельно ясно и понятно, но находятся отщепенцы, которые отвергают Церковь Божию, не желают знать здравого учения и, мудрствуя лукаво, пребывая в духовном мраке, периодически называют даты Пришествия Спасителя, а когда это не случается, и мир продолжает существовать, они говорят, что это Пришествие совершилось-де духовно.

Самое удивительное и страшное то, что этим хитрым диавольским шептаниям, совершенно не похожим на Ангельскую трубу громогласную (см.: Мф. 24: 31), верят некоторые, называющие себя христианами, впадают в панику, в ужасе перед очередным «концом света» сметают с прилавков магазинов свечи, соль и консервы. Этого безумия не было бы, никто не мог бы морочить людям головы, если бы люди знали и берегли свою веру, доверяли Святой Церкви Христовой и ее Божественному Основателю, Который Сам сказал: «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого… тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24: 27, 30). И никакие норы с запасами консервов не скроют людей от этого.

Не надо пытаться узнать больше, чем нам дано знать. «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1: 7). Наше дело, дело настоящих христиан, думать о своих грехах, их исчислять и исправлять покаянием, черпая для этого силы в Таинствах Церкви, изучать Священное Писание, которое научит нас всему необходимому для жизни на земле и на Небе и подготовит ко Второму и Славному Пришествию нашего Бога и Спасителя.

«Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире» (2 Пет. 3: 14). Аминь.