Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Мы продолжаем торжественно праздновать Сошествие Святого Духа на апостолов. Мы имеем благодатную возможность вновь мысленно обратиться к этому великому событию в истории человечества с назидательными для себя размышлениями.
Святой евангелист Лука так излагает события, предшествовавшие Сошествию Святого Духа на апостолов: «Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1: 12-14), и до наступления «дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе» (Деян. 2: 1).
Горница, в которой находились апостолы и Матерь Божия, не была обычным жилым домом. В той горнице совершалось нечто, что безмерно превосходило все земное и житейское. В ней Господь собрал Своих учеников на Тайную Вечерю и впервые совершил Таинство Тела и Крови Своей. В ней произошло избрание Матфия и причисление его к лику апостолов. Наконец, в ней прибывали апостолы и Матерь Божия в единодушной молитве, пока на них ни сошел Святой Дух, Который Своим Божественным дыханием одушевил их, Божественным огнем просветил их умы и воспламенил сердца для всемирной проповеди спасения. Та Сионская горница стала первым христианским храмом, и этот храм, в котором мы сейчас находимся, является повторением той горницы.
В этом храме, и во всех православных храмах, как и в Сионской горнице, пребывает и действует Всесвятой Божественный Дух. Правда, Дух Святой не является нам в чувственных образах – мы не слышим здесь шума сильного ветра, не видим языков пламени, не начинаем говорить на разных языках (см.: Деян. 2: 2-4), – но это и не нужно для нас, уверовавших в Христа Спасителя. Господь не одобряет искания видимых знамений, чудесных событий – «род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему» (Мф. 16: 4), – потому что ставит превыше всего веру, не требующую очевидных знаков: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20: 29).
Однако это не значит, что с тех апостольских времен благодать перестала действовать или оскудела, что в этом храме ее меньше, чем в Сионской горнице в день Сошествия Святого Духа. Слова Божии, которые мы слышим здесь в Евангелии, – те же самые огненные всполохи Святого Духа. В молитвах и священнодействиях, здесь совершаемых, действует тот же самый Дух Божий. Наитием того же самого Святого Духа освящается вода Крещения и совершается Миропомазание. Тот же самый Святой Дух вселяется в этот храм и в каждого из нас через чудотворные мощи угодников Божиих и иконы Спасителя, Богородицы и святых.
На апостолов Сошел Святой Дух, как было предсказано еще в древности: «Излию от Духа Моего на всякую плоть» (Иоил. 2: 28), и каждому христианину не отказано в этом даре, потому что «благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его» (Пс. 144: 9).
Господь перед Вознесением повелел апостолам: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня» (Деян. 1: 4), и они «единодушно пребывали в молитве и молении» (Деян. 1: 14). Апостолы пребывали вместе в молитве, готовя себя к принятию обещанного Спасителем Духа Утешителя.
Так необходима молитва для принятия благодати. Святитель Филарет Московский так говорит: «Молитва есть дыхание духовного человека. Как дыханием телесный человек привлекает окружающий воздух и вдыхает из него жизненность и силу, так молитвой душа отверзает себя вездеприсутствующему Духу Божию и приемлет от Него жизнь и силу духовную». Как обещал Спаситель, пребывающим в молитве «Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11: 13). Когда мы читаем девяностый псалом, видим, какими обещаниями ободряет Бог человека, принявшего Духа Святого, живущего «в помощи Вышняго». Дух Божий обещает такому человеку благоденствие земное, избавление от всех бед тайных и явных, выживание на войне, спасение от всех тех неисчислимых опасностей, которые повсюду грозят человеку. Дух Божий обещает, что такой человек в минуту опасности будет взят на руки Ангелами, «да никогда преткнет о камень ногу свою» (см.: Пс. 90: 12).
Апостолы без лени и ропота пребывали в молитве в течение десяти дней, ожидая обещанного Святого Духа, пока терпение их вознаградилось и молитва торжественно исполнилась.
И нам надо терпеливо, с полным доверием, без лени и ропота пребывать в молитве, и не малодушествовать, если Господь не сразу исполняет наши прошения или не исполняет вовсе.
Божественное Писание учит нас: «Будьте постоянны в молитве» (Кол. 4: 2), потому что «должно всегда молиться и не унывать» (Лк. 18: 1).
О постоянстве в молитве один известный петербургский священник ХIХ века так учил своих духовных детей: «Вы ищете помощи Богоматери? Так идите в Казанский собор и, стоя пред чудотворным ликом с таким чувством, как если бы вы стояли воочию пред Самой Богоматерью, говорите Ей: «Владычица, Ты должна помочь мне, потому что я не отступлю от Тебя. Я приду к Тебе с моей просьбой и завтра, и послезавтра, и буду ходить всякий день, весь год, и буду ходить многие годы. Я не отойду от Тебя, пока не получу желаемого»».
С таким смиренным и благоговейным настроением, ничего общего не имеющим с дерзким, нахальным требованием, просить у Бога можно все, даже самую малость, самый пустяк, и терпеливо в простоте сердца ожидать исполнения прошения, с благодарностью принимать исполнение молитвы и без ропота – неисполнение ее.
Апостолы пребывали «единодушно вместе» (Деян. 2: 1). И раньше Господь говорил: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 19-20).
Очень важна совместная единодушная молитва в храме. Индивидуальная молитва каждого из нас слаба и недостаточно из-за немощей наших, но когда мы вместе соединяем свои молитвы в храме, где и Ангелы Божии поддерживают нашу молитву своими молитвами, такая совместная молитва достигает Неба и открывает нам источники Божественной благодати. «Кто лишает себя собрания верных, не сподобится орошения дождем Небесной благодати. Кто говорит: «Я, и молясь дома, могу привлекать к себе Небесный Дух», тот походит на человека, который надеется утолить жажду одним воображением воды» (святитель Феофан Затворник).
Зная это, мы сегодня, как и во все дни нашей жизни, пребывая единодушно в храме, молимся:
«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Аминь.