Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко) в Неделю 3-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Никого не удивишь разговорами о том, как много сил и времени люди тратят на добывание хлеба насущного, о том, что надо пристойно одеть себя и детей, о том, что коммунальные тарифы все растут и растут, но жить-то надо, а помощи ждать неоткуда. Так и крутится непрерывно человек, как белка в колесе, погрузившись с головой в решение этих бесконечных бытовых проблем. Этим озабочены все в большей или меньшей степени. Жить-то надо. За нас эти вопросы никто решать не будет.

И вдруг мы слышим евангельские слова, которые у кого-то вызовут радостное желание исполнить их, а кого-то удивят, кого-то возмутят, у кого-то вызовут кривую усмешку: «Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 31-33).

Так говорит нам Господь и Спаситель наш Иисус Христос.

Как же согласовать эти слова Спасителя с нашей реальностью, с заботами о пище, об одежде, обо всем том, что необходимо человеку для жизни? И кем станем мы, во что превратится наша семья, все наше общество, если перестанем о себе заботиться, если перестанем трудиться, зарабатывать на достаточное пропитание, на приличную одежду по сезону, если не будем платить за квартиру?

Были в истории Церкви люди, которые оставляли всякие житейские попечения и устремлялись всем существом на поиски Царства Небесного. Мы знаем их. Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, преподобная Мария Египетская, преподобные Антоний и Феодосий Великие, Петр и Афанасий Афонские, Сергий Радонежский и многие другие великие подвижники, наилучшие мужи и жены рода христианского так сумели полюбить Бога, так Ему доверились, что им надо было уйти в пустыни, или в дремучие леса, или в нерукотворные горные пещеры, чтобы никто не отвлекал их от созерцания Божественной красоты. Им не нужны были ни пища, ни одежда, ни жилище, потому что Сам Господь питал и покрывал их Своей любовью и благодатью. Они не думали о личном земном благополучии, им чужды были земные потребности, потому что, пребывая на земле, жили как Ангелы Небесные, потому что целью их жизни на земле было соединение с Богом.

Вот как пишет блаженный Феодорит Кирский о преподобном Иакове, родившемся и проведшем детство в Низибии, большом и многолюдном городе в Месопотамии, но изменил свою жизнь ради Господа: «Великий Иаков возлюбил жизнь пустынную и уединенную, укрываясь на вершинах самых высоких гор. Весной, летом и осенью жил он в зарослях под открытым небом, а зимой скрывался в пещере, дававшей ему тесный приют. В пищу употреблял он не то, что с трудом сеется и собирается, а что произрастает само собой. Собирая плоды диких растений, которые были похожи на огородные овощи и могли быть употребляемы в пищу, он из них давал своему телу столько, сколько было необходимо для поддержания жизни, обходясь при этом без огня. Излишней для него была и шерстяная ткань, которую заменяла самая грубая шерсть диких коз. Из нее были изготовлены и нижнее платье, и плащ его.

Удручая таким образом тело, святой Иаков постоянно заботился о духовной пище для души; и, очистив мысленное око ее, соделал ум свой светлым зерцалом Духа Божия».

Однако не все способны так радикально и решительно отказаться от земного ради Небесного, да этого и не требуется от всех. От всех Господь ожидает изменения отношения к жизни. Всем надо по-другому расставить жизненные акценты. Трудиться ради удовлетворения своих человеческих потребностей необходимо: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3: 10), но, «имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим. 6: 8), «и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13: 14).

Люди же порой настолько озабочены самообслуживанием, решением своих жизненных проблем, что забывают о своих родителях, о семье и детях, не говоря уже о Боге и о своей бессмертной душе. Так человек теряет свое человеческое достоинство, помрачает образ Божий в себе. Такую уродливую жизнь и жизнью-то назвать нельзя.

Господь любит Свое творение, любит каждого из нас и не хочет, чтобы кто-то погиб, но желает, чтобы все спаслись, все вошли в Царство Божие, а для этого надо разумно и внимательно жить здесь, на земле. Эта жизнь должна стать осознанным путем к Богу, стать временем искания Царства Божия. В этом – единственная цель нашей жизни, единственный ее смысл. И каждый христианин знает, что Бог непрерывно заботится о сохранении каждого человека, помогает каждому человеку в его нуждах, благословляет все его праведные труды. Надо только поверить Ему, довериться Ему и начать жить правильно, добродетельно. Господь знает, что мы имеем нужду и в пище, и в одежде, и в жилище. Тысячелетний опыт свидетельствует, что Господь никогда не оставляет тех, кто доверился Ему, поэтому «все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Пет. 5: 7). «»Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36: 25), – говорит царь Давид. – «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику» (Пс. 54: 23)».

Не оставляя попечений о временном, надо помнить, что единственной настоящей заботой нашей должно быть искание Царства Божия и правды Его. На это должны быть направлены все наши мысли и силы. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Мы не для того ведь сотворены, чтобы есть, пить и одеваться, но чтобы угодить Богу и получить будущие блага».

Все в этой жизни трудятся с утра до вечера. Одни трудятся, чтобы сколотить состояние, добиться какого-то положения в обществе, почитания, всеобщего внимания, чтобы жить в роскоши и веселии. – Эта жизнь неправильная, языческая. Другие же трудятся ради сохранения своей жизни, жизни своих детей, близких, чтобы спокойно и свободно созревать на этой земле для жизни вечной. – Эта жизнь правильная, настоящая, и к такой жизни Господь нас всех призывает.

Ищущий прежде Царство Божие и правду Его начинает день с молитвы, чтобы Бог благословил в течение наступающего дня его мысли, желания, усилия, чтобы хранил его от всякого греха, и трудится добросовестно весь день. Такой человек идет со своим семейством в храм Божий в воскресные и, по возможности, в праздничные дни. – Это жизнь правильная, христианская. Такой человек всегда благодушествует и всем доволен, потому что Господь дает ему все необходимое для жизни.

«И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2: 17), поэтому не надо, дорогие братья и сестры, тратить время этой жизни на излишнюю, неразумную привязанность к земному, но более всего надо заботиться о Небесных благах и о том, чтò эти Небесные блага нам обеспечит – о богоугодной, святой жизни, об исполнении воли Божией. Аминь.