Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хóнех — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хóнех

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Почитание святого Архистратига Михаила в Православной Церкви восходит к самым древним временам. Его имя означает, что он обладает необыкновенной духовной силой. Святая Церковь представляет величественную историческую картину многих деяний Архистратига святых Небесных Сил бесплотных, изображая его первым по чину среди Ангелов, борцом за славу Божию и за спасение рода человеческого.

Первый подвиг святой Архангел Михаил совершил на Небе. Сатана, некогда светлейший из всех духов Небесных, восстал на Бога, вздумал унизить славу Господню, стал первым во вселенной богоотступником и увлек за собой множество других духов. Тогда святой Архангел Михаил, как верный служитель Божий, собрав все Ангельское воинство, не увлекшееся пагубным примером возношения сатанинского, низверг с Неба духов злобы: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12: 7-9).

Задолго до Рождества Христова Архангел Михаил многократно являл человеческому роду благоволения и помощь. По воле Божией Архангел Михаил был участником всех важных событий в жизни народа Божия. После прихода в мир Спасителя человеколюбие великого Архистратига стало особенно очевидным для христиан.

Воспоминаемое ныне Церковью событие произошло в Малой Азии, недалеко от Иераполя, в древнем городе Хоны, который при апостоле Павле назывался Колоссами. Там был храм во имя Архистратига Божия Михаила. Храм был воздвигнут благодарным жителем Лаодикии, немая дочь которого исцелилась от немоты, испив воды из целебного источника, находившегося близ места построения храма, после явления ее отцу Архангела Михаила. Впоследствии на этом месте Архангел Божий не раз являл христианам свое заступничество.

Язычники, недовольные тем, что храм и источник служат местом особого почитания христиан, решились уничтожить их. С этой целью злоумышленники соединили две горные реки, протекавшие выше храма, в одно русло, устроили запруду, чтобы накопленная вода смыла храм. Но явился святой Архангел Михаил и, когда ревущий поток приблизился к храму, ударом своего жезла открыл расселину, которая и поглотила пущенную на храм воду.

«Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и убоялись» (Пс. 76: 17).

Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что в переводе с греческого значит «отверстие», «впадина», «расселина», к вечной славе Божией и чести нашего Небесного защитника победоносного Вождя Небесных Сил Михаила.

Празднуемое ныне Церковью событие, бывшее в IV веке в Малой Азии, напоминает нам, что Бог любит каждого из нас, всегда заботится о нас, помогает нам идти по жизненному пути, преодолевать все трудности, скорби и болезни. Церковь напоминает нам то, о чем мы, возможно, забываем, погружаясь в суету повседневности, пугаясь грозных обстоятельств жизни. Церковь напоминает нам, что Господь Иисус Христос победил этот мир, что кроме очевидных законов этого материального мира есть законы духовные, и именно по этим духовным законам живет мир. Церковь напоминает нам, что у нас есть надежные помощники и защитники – Ангелы Божии, среди которых первый – Архангел Михаил – победитель супостатов, избавитель от всяких бед и скорбей, защитник православных христиан от всех видимых и невидимых врагов.

Обратившись к богослужебным текстам, мы слышим, что Церковь, суммируя весь жизненный опыт, называет Архангела Михаила своим божественным украшением и мира дольнего ограждением и утверждением. Она учит, что святой Архангел Михаил крепостью божественной обходит всю землю, от лютых изымая призывающих божественное имя его; именует его проповедником божественным, непостыдным представителем верных, путеводителем и наказателем заблудших, молитвенником за людей спасительным.

Имея такого надежного божественного помощника и защитника, нам нечего бояться в этой жизни. Надо жить по заповедям Христовым и молиться. Преподобный Иустин Челийский составил такую замечательную молитву святому Архангелу Михаилу:

«Всепобедный Воевода Небесных Сил, ты очистил небо от сатаны и черных ангелов его, очисти и души наши от всякого греха, ибо грехи наши отверзают врата душ наших и входят в нас ими нечистые, демонские силы, оскверняя и умерщвляя души наши, имеющие быть ангельски чистыми и ангельски бессмертными. Без твоей всепобедной помощи, Небесный Воевода, мы легко становимся добычей нечистых сил; сего ради от всего сердца молимся тебе: прими нас в свое непобедимое воинство и ратуй за нас, и предводи нас, и руководствуй нас во всякой брани за душу нашу, за спасение наше, за вечность нашу, устрояя нам победу над всяким грехом и всяким демоном. О, пресвятой Архангел, мы отчаянно немощны перед демонской силой вражией, если ты не поспешишь к нам на помощь божественною своей силой. С тобой мы всегда будем побеждать во всех бранях за душу нашу, за спасение наше и вечность нашу, а без тебя мы беспомощно будем низвергаться из падения в падение, из греха в грех, из ада в ад. Сего ради будь всегда с нами, не оставляй нас за грехи и скверны наши, но, любя нас божественной любовью, научи нас возненавидеть грех и все греховные похоти и исполнить свои души благоуханием евангельских добродетелей. Темже убо души наши тебе предаем, пресвятой Первоангел Божий, молим тебя и умоляем, наставляй нас всегда на пути, ведущие в Царство Небесное, да вкупе с тобой вечно славим Всемилостивого Спаса нашего Господа Иисуса Христа, и Его Всечеловеколюбивого Отца, и Всеблагого Утешителя Духа, Которому подобает слава и благодарение ныне и присно и во веки веков. Аминь».