15 октября – память праведного воина Феодора Санаксарского — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

15 октября – память праведного воина Феодора Санаксарского

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Когда святой равноапостольный Кирилл, посланный Патриархом Константинопольским на евангельскую проповедь, прибыл в столицу сарацин, с ним вступили в спор о вере ученые сарацины. Между прочим, у него спросили: «Христос есть Бог ваш. Он заповедал вам молиться за врагов, добро творить ненавидящим и гонящим вас, бьющим в ланиту подставлять и другую, а вы что делаете? Если кто обидит вас, изощряете оружие, выходите на брань, убиваете. Почему вы не слушаете своего Христа?»

Как похожи эти слова на то, что до сих пор говорят всякие сектанты, не желающие познать истину, отвергающие очевидное, и смущают умы легковерных людей, «прельщают неутвержденные души» (2 Пет. 2: 14). Как и почти тысячу лет назад, так и сейчас сектанты проповедуют невозможность участия христианина в войне, ссылаясь на Божественную заповедь «Не убивай» (Исх. 20: 13), и обвиняют Православную Церковь в нарушении этой заповеди. Они говорят, что «тут есть противоречие, ибо сказано: «Не убивай«, а вы благословляете воинов на битвы». Действительно, здесь есть противоречие, но не у православных, а в головах этих сектантов, которые пытаются судить о том, чего не понимают, не знают, да и знать, как видно, не желают. «Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают…» (2 Пет. 2: 12).

Почти тысячу лет назад святой равноапостольный Кирилл, водимый Духом Святым, ответил всем иноверцам и неверам: «Христос Бог наш, повелевший нам молиться за обидящих нас и им благотворить, сказал также, что большей любви никто из нас в жизни сей явить не может, разве кто положит душу свою за други своя (Ин. 15: 3). Вот почему мы великодушно терпим обиды, причиняемые нам как людям частным, но в обществе друг друга защищаем и полагаем души свои на брани за ближних своих, чтобы вы, пленив наших сограждан, вкупе с телами не пленили и душ их, принудив к отречению от веры и богопротивным деяниям. Наши христолюбивые воины с оружием в руках охраняют Святую Церковь, охраняют государя, в священной особе коего почитают образ власти Царя Небесного, охраняют отечество, с разрушением коего неминуемо падет отечественная власть и поколеблется вера евангельская. Вот драгоценные залоги, за которые до последней капли крови должны сражаться воины, и если они на поле брани положат души свои, Церковь причисляет их к лику святых мучеников и нарицает молитвенниками пред Богом».

«Взявшие меч, мечем погибнут» (Мф. 26: 52), – в этих словах Спасителя находит обоснование идея справедливой войны. С христианской точки зрения, понятие нравственной правды в международных отношениях должно опираться на следующие основные принципы: любовь к своим ближним, своему народу и отечеству.

Неся людям благую весть примирения, но находясь в мире сем, который пребывает во зле и наполнен насилием, христиане невольно сталкиваются с жизненной необходимостью участвовать в различных бранях. Признавая войну злом, Православная Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Многих воинов Русская Православная Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13).

В народе Божием всегда благодарно почитался подвиг воина – мужественного и храброго защитника отечества. Но наипаче был дорог народу тот, кто послужил отечеству не только воинской доблестью, но и явил собой пример непоколебимой православной веры, истинного патриотизма, мудрости и милосердия. Таковых сынов России память народная окружила особенной любовью, а Господь через Святую Свою Церковь прославлял их. Такими, например, стали для нас святые благоверные великие князья Александр Невский и Димитрий Донской.

В ряду этих святых русских витязей стоит и славный адмирал Флота Российского Федор Ушаков, Непобедимый, проходивший службу государственную, но сохранивший и приумноживший евангельские добродетели, которые одни только и ведут человека к спасению. Адмирал Ушаков был ревностным служителем отечеству и народу Божиему и явил великий пример воинской доблести и христианского благочестия.

И сегодня вся Русская Православная Церковь молитвенно прославляет память святого праведного воина Феодора Санаксарского – адмирала Флота Российского Федора Ушакова.

С детства имевший перед собой пример святой жизни родного дяди – преподобного Феодора Санаксарского, воин Феодор Ушаков с помощью Божией, молитвами преподобного старца и своим усердием стал великим флотоводцем. С Божией помощью сорок кампаний провел он на море, в четырех грандиозных битвах с турками практически полностью уничтожил один из сильнейших по тем временам турецкий флот и отвоевал для России Черное море. А в Средиземном – блестяще освободил от французов Ионический архипелаг и две трети Италии. Решающее содействие оказал в образовании Республики Семи Соединенных Островов – первого греческого православного государства нового времени. Сам адмирал подвел итоги: «Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность онаго флота под моим начальством в море, сохранением Высочайшей Благости ни одно судно из онаго не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался».

Историки свидетельствуют, что флот под командованием адмирала Ушакова, вдвое уступавший турецкому по численности, имел в сто раз меньшие потери в личном составе. Причем эти победы достигались в открытых боях, лицом к лицу с противником.

Поэтому в народе его назвали Непобедимым…

Молитва, которая есть дыхание христианской жизни, много значила для великого русского флотоводца. Один из первых жизнеописателей адмирала вспоминает, как, будучи командующим Черноморским флотом и осуществляя начальствование над городом и портом Севастопольским, он «к вере отцов своих оказывал чрезвычайную приверженность … каждый день слушал заутреню, обедню и вечерню и перед молитвами никогда не занимался рассматриванием дел военносудных, а произнося приговор, щадил мужа, отца семейства многочисленного, и был исполненный доброты необыкновенной…» В усиленной молитве адмирал черпал силы духовные и физические для своих подвигов, закладывал прочное основание всех своих предстоящих деяний.

Сила его христианского духа проявилась не только славными победами в боях за отечество, но и в великом милосердии, которому изумлялся даже побежденный им неприятель. В те времена, когда дворянство и высшие слои общества были, как правило, чужды народной боли, милосердие адмирала Ушакова покрывало всех. Он был воистину печальником народных нужд: подчиненных матросов и офицеров, всех страждущих и обездоленных, обращавшихся к нему, и всех освобожденных им за пределами России народов. Всем он благотворил чем только мог, и народ сторицей платил ему ответной любовью.

Однако пришло время, и прославленный воин подал прошение об отставке: «Душевные чувства и скорбь моя, истощившие крепость сил, здоровья, Богу известны – да будет воля Его святая. Все случившееся со мною приемлю с глубочайшим благоговением…» Эти слова, венчающие ратный подвиг, славное и многотрудное служение родному Отечеству, свидетельствуют, что Непобедимый адмирал исполнен был смирения и покорности воле Божией и благодарения Богу за все. Это были чувства истинно христианские.

Отойдя от служебных дел, он некоторое время жил в Санкт-Петербурге, продолжая покровительствовать племянникам, и готовился к переезду на постоянное и уже последнее место своей земной жизни. У него было несколько небольших деревень на родине в Ярославской губернии, был участок земли вблизи Севастополя… Но душа адмирала, от младенчества взыскавшая Господа, просила покоя, уединения, молитвы. Он принял решение, исполненное глубокого смысла – избрал для жительства тихую деревню Алексеевку в Темниковском уезде, вблизи Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря, где в годы его ратных подвигов молился о нем его родной дядя – преподобный Феодор. Несомненно, что молитвенное их общение никогда не прерывалось. Потому и устремилась сюда, в святую обитель, душа адмирала, ибо здесь подвизался о Господе и упокоился самый духовно близкий ему человек на земле. Монах и моряк – они оба были воинами Христовыми, оба делали одно дело: ревностно служили Господу на том поприще, на которое Он их призвал.

В монастыре сохранилось свидетельство о завершающем периоде земной жизни Федора Федоровича: «Адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители, по прибытии своем из Санкт-Петербурга, вел жизнь уединенную в собственном своем доме, в деревне Алексеевке, расстоянием от монастыря через лес версты три, который по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам Божиим во всякое время. В Великий пост живал в монастыре, в келии, для своего пощения и приготовления к Святым Тайнам по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неопустительно и слушал благоговейно; по временам жертвовал от усердия своего обители значительные благотворения; так же бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения». Остаток дней своих Непобедимый адмирал великого Флота Российского провел «крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви 1817 года октября 2-го дня и погребен по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же».

Отпевали Федора Федоровича Ушакова в Спасо-Преображенской церкви города Темникова, в которой за день до своей кончины, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, праведник последний раз исповедовался и причастился Святых Таин. Когда гроб с телом усопшего адмирала при большом стечении народа вынесли на руках из города и хотели поставить на подводу, то народ не согласился и продолжал нести его до самой Санаксарской обители. Там встретила праведного воина Феодора монастырская братия. Федор Федорович был погребен у стены соборного храма, рядом с родным ему преподобным старцем, чтобы быть им отныне вместе навеки.

Адмирал Феодор Ушаков не был женат, всего себя без остатка посвятил служению Отечеству и ближним, и хотя не принимал монашеских обетов, но дух его был поистине монашеский, потому Господь и упокоил его в стенах святой обители, воссозданной трудами и подвигами родного ему преподобного старца Феодора.

После праведной кончины Федора Федоровича прошло почти два столетия. Его подвижническая и высокодуховная жизнь, его добродетели не были забыты в родном отечестве. Его заветами жили русские воины и флотоводцы, православная русская армия.

Когда наступили времена гонений на Русскую Православную Церковь, Санаксарский монастырь, где упокоился славный адмирал Флота Российского, был закрыт. Часовня, выстроенная над могилой адмирала, была до основания разрушена, честные его останки в 1930-е годы были осквернены безбожниками.

В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов воинская слава Федора Федоровича Ушакова была воскрешена. Его имя, наряду с именами святых благоверных князей-воинов Александра Невского и Димитрия Донского, великих русских полководцев Александра Суворова, Михаила Кутузова и Павла Нахимова, вдохновляло к подвигу защитников родины. В 1944 году были учреждены боевые орден и медаль Ушакова, которые стали высшей наградой для воинов-моряков, знаками беззаветного служения родине.

Тогда же, в 1944 году, возник вопрос о месте погребения адмирала Ушакова. Была создана государственная комиссия, которая произвела раскопки на территории Санаксарского монастыря и вскрытие могилы адмирала Ушакова у стены соборного храма. Честные останки Федора Федоровича оказались нетленны, что было отмечено в соответствующем документе комиссии.

И только в августе 2001 года адмирал Федор Ушаков был прославлен в лике святых праведников. Его святые нетленные мощи пребывают ныне в родном ему Санаксарском монастыре в Мордовии.

Господь по молитвам праведного воина Феодора Санаксарского да подаст нам силы быть настоящими христианами всегда и везде, преуспевать «в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» (1 Тим. 6: 11) в любом возрасте и звании. Аминь.