Архимандрит Иосиф (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы собрались в храме, чтобы совершить соборную молитву обо всех наших усопших предках. В этот день, в Димитриевскую родительскую субботу, молитва о усопших стала совершаться с древности, после сражения на Куликовом поле, в котором русские во главе с великим князем Димитрием Донским одержали победу над супостатом.
Святой князь Димитрий Донской вернулся с поля брани в Москву и сразу пришел к преподобному Сергию Радонежскому в Свято-Троицкую лавру, чтобы помолиться обо всех убиенных воинах. По благословению преподобного Сергия в субботу перед памятью великомученика Димитрия Солунского, который был Небесным покровителем великого князя Димитрия Донского, установили поминать всех воинов, жизнь свою за веру и отечество положивших на Куликовом поле. Со временем этот день стал днем поминовения и вообще всех усопших наших сродников.
Мы должны молиться за своих прежде усопших сродников. Наша молитва, молитва всей Церкви приносит их душам отраду и облегчение их участи в вечности.
Церковь Христова устами святых отцов призывает нас не только сегодня, не только в особые, родительские дни, но и всегда молиться за всех усопших: «Никто не поленится помянуть своих родителей, но поминать надо и всех православных христиан, и не в этот только день, а во всякое время, на всякой молитве. Сами там будем, и будем нуждаться в молитве этой, как бедный в куске хлеба и чаше воды. Помни, что молитва об умерших и сильна общностью – тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышит молитвою. Но как в естественном порядке, при беременности, мать дышит, а сила дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке – Церковь дышит общей молитвой всех, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих. Не поленись же на всякой молитве усердно поминать всех отшедших отец и братий наших. Это будет от тебя им милостыня…» (святитель Феофан Затворник).
Стоя у гроба умершего человека, совершая молитвы за усопших в храме или келейно, каждый из нас, приходит время, начинает думать о смерти: «Что есть смерть?»
В Священном Писании мы встречаем упоминание о двух смертях. Во-первых, всем нам, «как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9: 27). Эта смерть, мимо которой никто из нас не пройдет, есть временное разлучение души с телом. Душа отходит в мир иной, а тело до времени, до всеобщего Воскресения и Страшного Суда, погребается в землю.
Вторая смерть – это действительно смерть по существу, это действительно настоящая смерть, это смерть души, это разлучение души с Богом – Источником жизни, и причина этого разлучения есть грех. «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр. 21: 8).
Мы с вами, дорогие братья и сестры, еще живущие на земле, совершаем ежедневную, ежечасную битву, битву с ветхим человеком в себе, с греховным началом в себе. Мы все, плоть носящие и в мире живущие, совершаем ошибки, совершаем преступления против заповедей Божиих. Мы постоянно согрешаем пред Богом. И должны бороться с грехом, который разлучает нас с Богом, умерщвляет наши души. «Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр. 3: 1). Чтобы не погибнуть для блаженной вечности, чтобы здесь, на земле, не стать живыми гробами, носящими в себе мертвые души, нужно бороться с грехом, ибо «человек не войдет в жизнь вечную, если прежде не убьет в себе греховные вожделения. Блажен тот, кто научился до смерти умирать для греха и до погребения в гробу хоронить свои страсти в умерщвленном для греха теле» (святитель Димитрий Ростовский). Чтобы жить вечно с Богом, надо научиться ежедневно умирать для греха.
Отрадно сознавать, что мы не одиноки в этой борьбе, в этом умирании для греха.
На Куликовом поле перед сражением с супостатом святой князь Димитрий Донской получил грамоту от преподобного Сергия, в которой преподобный посылал свое пастырское благословение и призывал великого князя Димитрия к мужеству: «Без всякого сомнения, государь, иди против них и, не предаваясь страху, твердо надейся, что поможет тебе Господь и Пресвятая Богородица».
И нам не надо ничего и никого бояться. К нам, ведущим постоянную духовную брань, обращены слова Божии: «Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь» (Нав. 1: 9). И еще: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть… Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2: 10).
Будем, дорогие братья и сестры, всегда молиться за усопших сродников наших, будем смело идти по жизненному пути, преодолевая с Божией помощью свои греховные наклонности, будем помнить повеление Божие: «Будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь» (Нав. 1: 9), и так избежим смерти вечной и получим венец жизни. Аминь.