Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Ныне Святая Церковь призвала нас созерцать Собор Небесного воинства во главе с Архистратигом его Михаилом. Священное Писание раскрывает перед нашим духовным взором события, происходящие в духовной области: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12: 7-9).
Полчища отступивших от Бога духов дерзнули начать войну против неба и потерпели сокрушительное поражение. Враг, побежденный воинством Небесным, был низвергнут с неба в наши земные пределы. Однако радость от этой победы была только на небе. Для земли же это стало ужасом, как написано: «Итак, веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» (Откр. 12: 12).
Мы видим из истории, как ярость злых духов, побежденных на небе и низвергнутых на землю, доходит до крайней степени неистовства. Сатана со своим войском нес адскую брань в небесную область Церкви, действуя ересями, лжеучениями, расколами, но был многократно побежден Ангелами Церкви и всеми людьми, твердо и право верующими.
Сейчас же в своей великой ярости сатана действует на земле, возмущая и разрушая человеческие общества оружием неверия, забвения о бессмертной душе и будущей вечной жизни, оружием суеверий и невежества, безумной роскоши и неукротимого своеволия, называемого свободой, отчаянного беззакония и злодейства, чудовищного терроризма. Семья, которая должна быть территорией любви, согласия и покоя, при диавольском содействии, часто становится полем самой чудовищной, бессмысленной, до кровопролития, войны между супругами, между детьми и родителями. Это мы видим, к сожалению, и среди христиан, которые добровольно повинуются сатане и вторично распинают своего Спасителя откровенным безбожием, циничным лицемерием. Действительно, «горе живущим на земле, потому что к ним сошел диавол». Надо следить внимательно за своим поведением и поступать не как люди, у которых нет ума, а как люди разумные. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5: 8).
Церковь призывает нас к благоразумию и осторожности. Более того, Церковь призывает нас сегодняшним торжеством к радостному осознанию того, что у нас есть могущественные Небесные защитники от всех врагов видимых и невидимых, обращая наше внимание не столько на злобу падших духов, сколько на силу и искусство победителя, на Архистратига Божия Михаила.
У апостола мы читаем: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»» (Иуд. 1: 9).
Сейчас нам важен не предмет спора, а то, как ведется этот спор.
Архангел Господень – чистый Архангел, один из семи главных Архангелов, стоящий непосредственно у Престола Божия и начальствующий над многими Ангелами, – в споре с нечистым духом не смеет произнести над клеветником укоризненного суда, но смиренно говорит только: «Да запретит тебе Господь». Архангел не смеет произнести суда над своим противником не потому, что слаб или ему нечего сказать, но потому что знает Божественные слова: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12: 19). Не смеет, потому что признает и чтит власть Бога, Который Сам «не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца» (Ин. 5: 22-23). Не перед врагом молчит верный служитель Божий, но перед Богом. В этом кажущимся молчании и бездействии Архангела скрыто глубокое благоговение перед Богом и надежда на непогрешимую Божественную правду и всепобеждающую Божественную силу. Так Моисей учил израильтян побеждать противника, когда нет ни сил, ни средств для этого: «Не бойтесь, стойте – и увидите спасение Господне… Господь поборет за вас, вы же умолкните» (Исх. 14: 13, 14).
Это пример того, как надо действовать в тех случаях, когда нам, как нам кажется, наносят оскорбления или нас чего-то неправедно лишают, как надо быть осторожными в словах и не судить других.
Как часто люди против явной наглости и силы с ожесточением действуют наглостью и силой, думая так переспорить, победить обидчика.
Опыт показывает, что злоба не уничтожает злобу, гнев не укрощает гнева, но сам гневающийся находится в опасности быть попаленным огнем собственной ярости. «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство» (1 Пет. 3: 9). «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь… Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12: 19, 21).
Как часто люди бесстрашно злословят высшие начальства и власти, злословят тогда, когда ничего не понимают, ничего не знают, когда смысл слов и действий властей сокрыт от их умственного и нравственного взора, сокрыт в путях Господних и в высшем порядке и плане Божественного управления миром.
Только Бог может не только судить людей и Ангелов, но и «наказание мира нашего на Нем» (Ис. 53: 5).
Надо иметь христианское терпение и ангельскую кротость, потому что при отсутствии этих качеств Небесные Хранители отходят от человека, и человек добровольно отдает себя врагу, к которому приближается подобным ему поведением. Подобное всегда стремится к подобному.
Не надо говорить там, где можно молчать, не надо бояться кротости и терпения, не надо бояться быть побежденным сильным и наглым врагом, но надо всегда надеяться только на Бога, потому что только Он – наша самая надежная и верная защита: «Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс. 90: 11-13). Аминь.