Архимандрит Иосиф (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Отвечая на вопрос законника «Кто мой ближний?», Господь Иисус Христос рассказал ему притчу о милосердном самарянине (см.: Лк. 10: 25-37).
На путника, который шел из Иерусалима в Иерихон, напали разбойники, жестоко избили его, ограбили и бросили при дороге.
О разбойниках этих говорить не будем, потому что совершенно ясно для всех, что они поступили плохо, жестоко, бесчеловечно. Остановим свое внимание на том, что произошло дальше.
Мимо несчастного ограбленного и изувеченного проходили потом другие люди, которые поступили еще хуже – подходили, смотрели и равнодушно следовали дальше. Так, прошел мимо священник. Затем подошел, полюбопытствовал и пошел дальше левит. Занятые собой, своими проблемами, они проявили бесчеловечное равнодушие к истекающему кровью, умирающему человеку. Эти двое явили пример страшного, убийственного равнодушия. Они даже хуже, преступнее разбойников, потому что, имея возможность помочь жертве преступления, прошли мимо человеческой боли, человеческого страдания, одурманенные мрачным немилосердием, озабоченные лишь своим благополучием.
Равнодушие – страшная духовная поврежденность человека. Кто-то сказал: «Не бойся друзей – они могут лишь предать тебя; не бойся врагов – они могут лишь убить тебя; бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия совершаются предательства и убийства». Скажем больше: равнодушие не только усугубляет горе и страдание другого, не только разрушает человеческие отношения, не только способствует убийству другого человека, но и разрушает жизнь самого равнодушного. Поэтому «равнодушие есть наивысшая жестокость».
Равнодушие свидетельствует об отсутствии в человеке любви. Сердце равнодушного, окаменевшее от страстей, злобы, зависти, корыстолюбия, не знает, что такое духовное благородство, которое проявляется в сострадании ко всякому человеку.
Человек равнодушный, не умеющий сострадать другому, попадает в мельницу, в которой сам перемалывает жизни других, и которая стирает в пыль и жизнь его самого, потому что равнодушный не способен преодолеть ни одной жизненной трудности, даже самой наималейшей. Мельница собственного равнодушия перемалывает человека жерновами тягот, скорбей, измен, материальных утрат. Человек, не способный любить, не способный на милость, – самый бессильный и несчастный, потому что лишает себя Божественной любви, защиты и силы…
Но вот идет тем же путем самарянин. Он увидел лежащего при дороге окровавленного человека и «сжалился» (Лк. 10: 33) над ним. Сжалился – и все! Он сжалился, а все остальное – только следствие этого.
У каждого из нас ежедневно, ежечасно есть возможность явить свое христианское благородство, т.е. сострадание, милость к другому, кто изранен собственными грехами, оскорблен злом этого мира, к тем, кто лежит на обочинах этого мира. И у каждого из нас есть возможность выбора: пройти равнодушно мимо или сжалиться и оказать помощь. Этот выбор зависит только от нашей воли, и никакие внешние причины не способны повлиять на него.
Священник и левит сделали свой выбор – и пришли мимо…
Самарянин сделал свой выбор – и сжалился над несчастным. А дальше сами собой открылись и возможности явить эту жалость: он омыл раны вином, умягчил их маслом и перевязал, отвез раненого в гостиницу, оплатил хозяину гостиницы все издержки по уходу за больным…
Было бы желание быть человечным к человеку, а средства и возможности всегда найдутся – Бог поможет.
Настоящее, евангельское милосердие – это не чувства и намерения. Истинное милосердие всегда деятельно, всегда готово на любой жертвенный труд. Таким было милосердие самарянина, о котором рассказал всему миру и каждому из нас Господь, и к которому Он нас призывает: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36).
Как мы откликаемся на этот призыв нашего Бога и Отца?
Опыт свидетельствует, что часто мы просто не слышим этого Божественного призыва, «ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем» (Мф. 13: 15), и делаем неправильный выбор.
Быть милосердным легко и радостно. И если ты не умеешь быть милосердным, то этому надо учиться, учиться слышать другого, понимать его беду, чувствовать его боль, учиться говорить с ним, учиться лишать себя чего-то ради ближнего. Этот навык придет. Надо только захотеть, и Господь поможет.
Начинается Рождественский пост. И многие озабочены тем, что можно кушать, а что – нельзя, но не это самое главное. Этот пост предваряет праздник Рождества Христова. Ограничивая себя в материальном, мы больше времени должны уделить духовному, готовясь встретить восход над землей Солнца Божественной Любви и Правды – Христа Спасителя, чтобы и в наших сердцах занялась заря милосердия. Аминь.