2 декабря 2021 года в Томской духовной семинарии прошел «круглый стол» на тему «Социально-педагогическое наследие святого праведного Иоанна Кронштадтского – пример пастырского служения».
Перед началом работы «круглого стола» к участникам обратился ректор Томской духовной семинарии архимандрит Иосиф (Еременко):
«Сердечно приветствую организаторов и участников круглого стола «Социально-педагогическое наследие святого праведного Иоанна Кронштадтского – пример пастырского служения»!
Говорят, что «талантливый человек талантлив во всем». Однако это заявление небесспорно.
История знает немало выдающихся людей, которых называют подвижниками: есть подвижники науки и искусства, подвижники благотворительности и милосердия, подвижники семьи, подвижники-общественные деятели, патриоты, воины.
Справедливо склониться перед благородным подвигом этих людей. Нельзя не восхвалить их подвиг, и долго народы помнят их, в песнях, в сказаниях, в литературе, в памятниках увековечивают их имена, воспевают и восхваляют их труды, их жизнь и смерть, и бессмертные заслуги.
При всем при том далеко не всегда эти подвиги соединялись в одном человеке. Часто принятый один подвиг исключал другой. К примеру, мы знаем великих деятелей науки и искусства, которые, самоотверженно стремясь к достижению высоких целей, жертвовали имением, здоровьем, покоем семьи, всей личной жизнью; воин и общественный деятель был потерян для науки, для семейной жизни и т.д.
Но есть подвиг, который превыше всех перечисленных подвигов и заслуг человеческих, тот целожизненный подвиг, который приял и совершил праведный Иоанн Кронштадтский, – это подвиг праведности, это святость.
Святость заключает в себе все вышеназванные подвиги, дает им связь, стройность, законченность, смысл и оправдание, дает им религиозную ценность.
Это видно на примере праведного Иоанна Кронштадтского.
Более пятидесяти лет на свещнице священства горел в Кронштадте всему миру светом праведности и молитвы отец Иоанн Кронштадтский. Воистину, это был свет, который и светил, и грел.
Его проповеди зажигали в сердцах верующих пламень веры, возбуждали искреннее покаяние, изменяли к лучшему их жизнь.
Его богословские труды, особенно дневниковые записи, – это величайшее сокровище для воспитания чад Церкви в духе церковности, неистощимый источник религиозного воодушевления и назидания. Они достойно приравнены к творениям древних отцов и учителей Церкви.
Замечателен педагогический опыт отца Иоанна. Он никогда не прибегал к тем приемам преподавания, которые часто встречались тогда в учебных заведениях, то есть ни к чрезмерной строгости, ни к нравственному принижению неспособных. У отца Иоанна не служили мерами поощрения отметки, ни мерами устрашения – наказания. Успехи учащихся рождали теплые, задушевные отношения его как к самому делу преподавания, так и к ученикам. Поэтому у него не было «неспособных». На его уроках все, без исключения, жадно вслушивались в каждое его слово. Урока его ждали. Уроки его были скорее радостью, отдыхом для учащихся, чем тяжелой обязанностью и трудом. Это была живая беседа, увлекательная речь, интересный и захватывающий внимание рассказ. И эти живые беседы учителя-отца со своими детьми на всю жизнь глубоко запечатлевались в памяти учащихся.
Отец Иоанн был и благотворитель. Кронштадтский «Дом трудолюбия» стал уникальным социальным учреждением, это был целый город, полный кипучей, разносторонней и осмысленной деятельности.
Здесь нуждающиеся, сохраняя свое человеческое достоинство, получали постоянную посильную работу, чтобы оплачивать питание и ночлег, а также пастырское окормление и возможность духовного, интеллектуального и эстетического возрастания. Здесь подонки общества получали реальную возможность начать свою жизнь заново.
Отец Иоанн жертвовал огромные средства на строительство храмов и монастырей по всей России и за границей, школ для переселенцев вдоль Сибирской железной дороги; поддерживал материально множество начинаний и учреждений, благотворительных и религиозных организаций Российской империи.
Масштабность этого деяния отца Иоанна современник оценил так: «Он один в течение десятков лет составлял целое министерство благотворительности!»
Он был и общественным деятелем, и пламенным патриотом. За любовь и преданность к царю и народу, за борьбу против губительной крамолы он был распят на том кресте клеветы, злобы, издевательств и поношений, на том кресте, который столь старательно составляли для него все русские революционеры, изменники и предатели всех видов.
Он был, наконец, и воин, в духовном смысле слова, ибо с беспримерным терпением, мужеством и воодушевлением сражался против врага спасения и врагов Церкви Христовой.
Подвиг праведности доступен всем.
Для подвига праведности нужна вера в Бога, всем врожденная; нужен голос совести, всем от Бога данный; нужно стремление к нравственному совершенству, всем людям свойственное; нужен нравственный закон, всем открытый в Евангелии.
И только праведность, устраняя столкновения различных подвигов человеческих, дает ту цельность и гармонию духа и жизни, которые так поражают в христианских святых и которых мы не видим ни у языческих учителей жизни, ни у языческих мудрецов и философов.
Подвиг праведности отца Иоанна Кронштадтского не стал «делом давно минувших дней, преданьем старины глубокой». Его подвиг актуален и сегодня как для священников, так и для всех христиан. Изучение этого подвига, осмысление его и творческое применение на практике в современных реалиях жизни – наша христианская обязанность, наше почитание Кронштадтского подвижника.
Желаю всем помощи Божией в трудах, полезного и радостного общения!»