Архимандрит Иосиф (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Господь рассказал нам в притче о богатом человеке (см.: Лк. 12: 16-21), который, получив обильный урожай, не подумал сразу о благодарности Богу, о человеколюбии к нуждающимся в пропитании, но немедленно стал строить планы сохранения свалившегося ему богатства, чтобы продолжать жизнь в безделии и роскоши, и это плохо кончилось.
Святитель Филарет Московский говорит: «Проведение не имело причины беречь того, кто решился жить без пользы для других и во вред собственной душе». Бог не может заботиться о человеке, который желает самостоятельно устраивать свою жизнь, хочет сам заботиться о себе, не думая о других. Такая самостоятельность названа безумием. Не успел этот человек спланировать свою жизнь, как его планы рассыпались в прах: «В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12: 20).
Так жадность обманывает человека, который вдруг теряет и свои сокровища, и самого себя. Господь ясно показывает нам нелепость и безумие жадности, ненасытности, самонадеянности и жестокосердия. Умирает этот богач внезапно, не исполнив задуманного и без покаяния, и терзают его душу темные силы. «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12: 21).
И правильно и разумно поступает тот, кто живет, в Бога богатея.
О земном богатстве все ясно: его можно собирать в житницы и прятать в сейфы, набивать им карманы, вкладывать в движимость и недвижимость.
Но как в Бога богатеть?
Для этого не надо собирать несметные сокровища. Надо всего лишь иметь щедрое, доброе сердце. В Бога богатеет тот, кто, например, посильной лептой или бескорыстным трудом, который часто очень высоко ценится, участвует в строительстве или содержании храмов Божиих. Жертвуя свои деньги и свой труд Богу, человек никогда не терпит никакого ущерба, потому что Бог благословляет и приумножает оставшееся его богатство, дает все потребное для благополучной жизни, и все труды его бывают успешны. – Это опыт жизни.
У нас нет многих богатств, но это не оправдание жадности. На это святитель Василий Великий говорит: «Действительно, ты беден и скуден всяким добром; беден ты любовью, беден человеколюбием, беден верой в Бога, беден вечным упованием. Сделай, чтобы братья твои имели долю в твоей пшенице; что завтра сгниет, то ныне удели нуждающемуся».
О другом способе в Бога богатеть говорит Сам Господь Иисус Христос: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает» (Лк. 12: 33); «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 40). Эти слова Спасителя являются своеобразным заемным письмом, долговым обязательством, в котором Он признает Себя должником человека, подавшего милостыню или другим способом послужившего нуждающемуся ближнему. Господь снисходит до образа должника человека, чтобы так привлечь его к делам милосердия, а через них – к радости о Боге на земле и к блаженству в вечности.
Бог берет у человека взаймы ничтожность, прах, тлен, то, что мы называем земными благами, чтобы вернуть человеку Божественные блага, вернуть с такими процентами, о которых на земле никто и помыслить не может.
«Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает» (Лк. 12: 33). Если кто-то на это скажет, что не может продать свой дом, раздать свое имущество, потому что нужно где-то жить и содержать свою семью, то на это нечего возразить. Все правильно. Необходимо заботиться о домочадцах. И достойно всякого осуждения нерадение о домашних и равнодушие или злобное отношение к родственникам. Но Господь приветствует не только действия, но и намерения. Не имея возможности буквально исполнить слова Христа, каждый человек может хоть малую часть своего имения потратить на богоугодные дела, на дела человеколюбия. Признавая свое имущество даром Божиим, благодаря за него Дародателя Бога и уделяя часть его нуждающимся, человек поступает в высшей степени благоразумно, потому что он становится действительно богатым – собирает себе сокровища не на земле, а на Небе, в Бога богатеет.
Об этом безмерном богатстве, которое ни моль не поточит, ни воры не украдут, апостол Иаков говорит так: «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» (Иак. 2: 5).
Собирая богатство веры, в Бога богатея, мы с вами станем наследниками Царства, которое Господь обещал любящим Его. Аминь.