Слово после чтения Великого канона в четверг седмицы 1-й Великого поста — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Слово после чтения Великого канона в четверг седмицы 1-й Великого поста

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Богу содействующу мы завершили чтение Великого покаянного канона. Благодарю всех за совместную молитву, за то, что, преодолевая телесные немощи и различные внешние препятствия, неопустительно приходили вы в эти дни в храм Божий на мефимоны. Господь видит эти ваши старания и воздаст вам Своими великими и богатыми милостями, ибо Он ничего не забывает и даже малейшее усилие человека к благочестию благословляет и поддерживает.

Справедливо говорят, что конец – делу венец, но правда и то, что весьма важно в любом деле положить правильное и крепкое основание, чтобы это дело принесло благодатные плоды, увенчалось успехом.

Так, первая седмица Великого поста – очень важный период, потому что в эти дни задается особый ритм, особое настроение в духовной жизни каждого православного христианина, особый ритм храмовых и домашних богослужений. Надо только быть внимательными к себе, не терять контроля над своей духовной жизнью, чтобы не сбиться с определенного Церковью пути и не порушить то, что мы только начинаем созидать…

Все эти четыре дня мы молились, слушая Великий покаянный канон, через который Церковь пыталась пробудить нас от греховного сна, чтобы мы здраво, честно оценили свое духовное состояние и положили начало слезному покаянию пред Богом во всех содеянных грехах, положили начало изменению своей жизни.

Сегодня, читая Великий канон, мы слышали, как преподобный Андрей Критский призывает нас подражать Мелхиседеку, который стал прообразом Иисуса Христа: «Священника Божия и царя уединена, Христово подобие в мире жития, в человецех подражай» («Подражай священнику Божию и царю одинокому Мелхиседеку – образу жизни Христа среди людей в мире»).

Кто этот таинственный Мелхиседек, о котором так мало написано в Священном Писании, но которому подражать призывает нас святой автор Великого канона?..

Когда Аврам (Авраам) возвратился после победы над четырьмя восточными царями с отвоеванными у них людьми и имуществом, Мелхиседек, царь Салимский, священник Бога Всевышнего, вышел навстречу патриарху с хлебом и вином, благословил его и принял от него десятую часть всей добычи: «Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с нимвышел ему навстречуМелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего» (Быт. 14: 17-20).

В ветхозаветные времена очень трепетно относились к своим родословным, тщательно их вели и берегли. Из Писания мы знаем родословные всех наиболее важных деятелей. В случае же с Мелхиседеком, который, очевидно, пользовался большой известностью, был человеком важным, не сохранилось никаких сведений о его рождении, предках, летах жизни. Мелхиседек как бы не рождался и не умирал. Будучи столь таинственен по своему лицу и служению, он прообразовал собой Мессию, как об этом писал еще святой псалмопевец Давид: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109: 4). А в Послании к евреям святой апостол Павел свидетельствует, что это пророчество исполнилось на Иисусе Христе: «Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Евр. 6: 20), «ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, – во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр. 7: 1-3).

Как и Мелхиседек, Господь и Спаситель наш Иисус Христос есть Царь и Первосвященник: «Так говорит Господь Саваоф: вот Муж, – имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень. Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим» (Зах. 6: 12-13).

Призывая нас подражать Мелхиседеку, святой автор Великого канона призывает нас подражать Самому Господу и Спасителю нашему, ибо кто подражает прообразу, тот подражает Самому Первообразу.

Так вот, «подражай, душа моя, священнику Божию и царю одинокому Мелхиседеку – образу жизни Христа среди людей в мире».

Мы уже говорили с вами о том, что каждый настоящий христианин должен подражать Иисусу Христу, пройти путем Христа, ибо то угодно Богу, дабы мы шли по следам Христа (см.: 1 Пет. 2: 19-21). И великий Павел призывает нас: «Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4: 16)…

О чем говорят эти святые мужи? Как мы, немощные, можем подражать Христу, как можем повторить Его путь?..

Разве можем мы превращать воду в вино, укрощать бури, исцелять болящих, изгонять бесов, воскрешать мертвых?.. Разве сможем мы в полной мере пережить Гефсиманский сад, напрасные страдания и Голгофу?.. Разве сможем мы простить своих врагов так, как простил с Креста Господь Своих распинателей?..

Конечно, из истории Церкви Христовой известно множество имен великих и славных мужей, подвижников веры и благочестия, земных Ангелов и Небесных человеков, которые совершали удивительные дела, но речь сейчас идет о нас с вами, обо мне, о тебе… Что подобное мы можем принести Христу?..

Однако мы можем. Святые отцы говорят, что ничем человек так не уподобляется Богу, как благотворением другим. Дела милосердия – это то, что каждый из нас может и должен совершать в своей жизни, это возможно каждому, для этого не может быть никаких препятствий. Стоит только захотеть и оглянуться вокруг, увидеть, что кроме тебя на этой земле живут и другие люди, и, возможно, ждут твоей помощи, поддержки, участия…

Надо учиться быть милосердными, надо учиться преодолевать в себе равнодушие, скупость, ненасытность, презрение к неимущим, надо научиться любить всякого человека как образ Божий.

К этому призывает нас наш Спаситель: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7), «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25: 35-36); «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13: 34).

«Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас» (Еф. 5: 1, 2).