Архимандрит Иосиф (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Опыт свидетельствует, что часто дела земные становятся препятствием к правильной духовной жизни, отвлекают от Небесного, вечного, вообще препятствуют нормальной христианской жизни.
Как же устроить свою земную жизни так, чтобы наши дела, заботы не мешали деланию духовному, чтобы жизнь среди людей не мешала жизни во Христе?
Ответ на этот вопрос мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33).
И многие люди в разные времена буквально следовали этому призыву, совету Спасителя, решительно отказывались от всего земного, оставляли родителей, семьи, имущество и просто и счастливо устраивали свою жизнь, полностью предавшись Небесному. Это святые Божии человеки: святой Иоанн Креститель, святые апостолы, преподобные Антоний Великий, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и многие другие. Они полностью подчинили себя воле Божией, и Господь чудесным образом поддерживал их образ жизни.
Но такое решительное следование за Христом не для всех. Не каждый способен к такому совершенному отречению от мира, да и не нужно этого. Представьте себе, что случится с нашим обществом, если родители бросят своих детей, земледелец перестанет пахать и сеять, а сотрудники какого-нибудь свинцово-цинкового комбината оставят свои рабочие места – и все разом побегут в пустыню «спасаться»…
Слова Спасителя «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6: 33) не являются непременным законом для всех, а только призывом, обращенным к тем, кто имеет крепкую веру и желает духовного совершенства. «Не все вмещают слово сие, но кому дано… Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19: 11, 12).
Можно, оставаясь в своем звании и положении, занимаясь земными делами, искать «прежде Царства Божия и правды его» (Мф. 6: 33). Можно без всякого ущерба для духовной жизни, для спасения своей бессмертной души заниматься необходимыми земными делами как личными, так и общественными, государственными.
Если христианин всеми силами своей души, всем существом своим будет стремиться, прежде всего, к исполнению заповедей Божиих, полагаться во всем на волю Божию, то любое его доброе делание будет иметь благословение Божие, будет иметь успех. Такой человек не будет ни в чем нуждаться.
Когда же все мысли христианина будут заняты устроением своей земной жизни, заняты стремлением к стяжанию, к славе, почету, к удовольствиям, а Небесное – потом, если выпадет свободное время, то в результате не будет успеха ни в чем, по всем статьям – крах, банкротство.
Чтобы последовать этому Божественному призыву, в нашей жизни внешне, может быть, даже ничего и не придется менять. Надо только для себя определить жизненные приоритеты, расставить акценты, надо решить, что для нас – главное, важное, первостепенное а что – вторичное, маловажное, что может уйти на задний план, что можно сделать потом…
Вспоминается такая яркая иллюстрация преданности человека, живущего в миру, воле Божией.
Вот о каком чудесном случае, происшедшем в городе Малоярославце в 1868 году, писали тогдашние газеты.
В то время там произошел пожар при жаркой летней погоде и сильном ветре. Ветер разносил пламя по всем улицам города, а жара помогала огню истреблять городские строения. Некоторые из обывателей, уйдя от своих домов к своим знакомым, чтобы помочь им спасать их имущество, возвратившись к своим домам, находили их уже в пламени. В этот памятный для малоярославских жителей пожар сгорело до восьмидесяти домов, причем две улицы выгорели совершенно.
На одной из этих последних жила благочестивая старушка по фамилии Малютина. Когда забили в набат, она взяла с божницы икону Спасителя и обошла с ней вокруг своего дома, окропляя его при этом святой крещенской водой, всегда у ней имевшейся на божнице.
И что же? Вся улица, где стоял дом этой старушки, выгорела по обеим сторонам; сгорело много домов и на других соседних улицах, а дом старушки уцелел со всеми пристройками. Хотя все шло к тому, чтобы он сгорел.
Как видим, первое, что сделала эта благочестивая женщина, – обратилась за помощью к Богу, а не к людям, не бросилась спасать свой скарб, а прибегла к молитве. И эта старушка не вдруг обратилась за помощью к Богу. Она всю свою жизнь отличалась благочестием, и Господь ответил на ее просьбу, не оставил Свою верную рабу. «Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иаковлева. Да пошлет тебе помощь из Святилища и с Сиона да подкрепит тебя» (Пс. 19: 2-3).
Однако не надо ждать подобных страшных стихийных бедствий, чтобы проявить свою веру, преданность воле Божией и правдивость Божественных слов. Когда человек не живет по воле Божией каждый день, каждую минуту, в любых мелочах, то и в экстремальных случаях не сумеет принять Божественную помощь. «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16: 10).
Но очень просто проверить себя, свое отношение к Богу. Зададим себе очень простой вопрос: «С какой мыслью я пробуждаюсь ото сна утром?»
Ты говоришь: «К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе…», или: «Господи, благослови»?
Если так, то ты на верном пути. Тогда все в твоей жизни сегодня и всегда – правильно, по-Божески.
Если же с пробуждением сознания мысль уносит тебя в водоворот предстоящих дел, событий, удовольствий и не позволяет тебе «помянуть Бога и возвеселиться» (см.: Пс. 76: 4), тогда смотри, «како опасно ходишь» (см.: Еф. 5: 15).
В такой мелочи – «великое испытание сердца» (см.: Суд. 5: 15).
Не надо удивляться, почему Бог не помогает. Да потому, что мы не хотим этой помощи, потому что мы живем самочинно, по своей воле, без Бога. Совершенно искренне думая, что мы имеем жизненный опыт, что мы знаем, как надо, что у нас есть ум, деньги, власть, положение, связи, что все это сработает так, как надо, и мы добьемся того, чего желаем. И вдруг однажды жалкий и несчастный, раздавленный, уничтоженный, ты начинаешь соображать, почему же не получилось, а «ведь, счастье было так возможно»…
Так бывает, если не ищем прежде Царства Божия и правды его.
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33).
Так было всегда. Бог никогда не оставлял Своих верных: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику» (Пс. 54: 23), и «даст тебе Господь по сердцу твоему и все намерения твои исполнит» (Пс. 19: 5). Аминь.