Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сейчас мы слышали притчу о богатом и Лазаре (см.: Лк. 16: 19-31), которую Господь Иисус Христос рассказал Своим ученикам:
«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его» (Лк. 16: 19-21). Пришло время, и оба они умерли, и там, на том свете, состояние каждого из них оказалось совершенно противоположным земному: богач мучается в аду, а Лазарь был отнесен Ангелами в лоно Авраама.
Сегодня Господь говорит нам, что существует прямая зависимость между жизнью человека на земле и состоянием его души после смерти, «что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных» (Деян. 24: 15), «и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин. 5: 29).
Под «лоном Авраама» в ветхозаветные времена понималось беспечальное состояние душ умерших праведников, для которых двери Царства Небесного еще не были открыты, но они не мучились, а пребывали вместе со своим великим предком, с другом Божиим, с патриархом Авраамом, ожидая пришествия Спасителя и Избавителя. Лазарь, этот несчастный бедняк, терпеливо перенесший в земной жизни презрение, болезни, голод, оказался в тихом пристанище, в обители света, мира, неизреченной радости вместе с величайшими праведниками Авраамом, Исааком, Иаковом, Иосифом, Иовом, Давидом…
Почему такое разное состояние этих двух людей по смерти?
Обратим внимание на то, что Евангелие сохранило нам имя нищего, его звали Лазарь, а богач не имеет имени. Называя его богачом, Господь раскрывает нам сущность этого человека, его духовное состояние, его жизненную позицию. Этот человек был привязан только к земному, временному, тленному, искал только земного богатства, земных наслаждений. Все его существо, все силы и способности были направлены на приобретение, накопительство, наслаждения, на то, чтобы одеваться в порфиру и виссон и каждый день пиршествовать блистательно (см.: Лк. 16: 19). Но не само богатство было причиной его мучений за гробом. Само по себе богатство не губит человека, равно как и нищета не есть пропуск в рай. Авраам, как мы знаем, был очень богатым человеком, но это не помешало ему быть другом Божиим, потому что он был странноприимец и гостеприимен и был во всем верен и послушен Богу. Страшно то, что в жизни этого богача не было места Богу, Бог мешал ему в его стремлении к накопительству, «ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя. В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»» (Пс. 9: 24-25). Богатому ничего не стоило сделать Лазаря счастливым, явив милосердие, уделив ему несколько от своего пира, но этого не случилось. Богач не замечал несчастного Лазаря. За свое жестокосердие и немилосердие, за крайнее презрение к человеку Лазарю, богач и оказался после смерти в аду. Имея здесь, на земле все возможное, там он потерял все, даже имени у него нет ни на земле, ни на Небе.
Кто проводит жизнь только в свое удовольствие, кто «прожигает» жизнь, тот не будет записан в Книге жизни и будет брошен в озеро огненное (см.: Откр. 20: 15), «и изгладит Господь имя его из поднебесной» (Втор. 29: 20), «память о нем исчезнет с земли, и имени его не будет на площади» (Иов. 18: 17).
Так исполнился Божественный закон на нечестивце.
Многие были великими на земле, но их имена забыты в истории и стерты из Книги жизни. «…Многие притеснители овладели странами и крепкими городами, и угасла слава их, и не стало их, как будто и не было. Сколько было царей, которые владели многими народами, поставив свои изображения, и воздвигнув столпы, думали тем увековечить имя свое по кончине жизни! И пришли другие, ниспровергли их изображения, сокрушили изваяния и, стерев черты лица их, изобразили собственный свой образ; но и их дела были истреблены другими. Иные же устроили себе великолепные гробы, думая тем утвердить за собой вечное имя, изобразив черты свои на надгробии. Но настал другой род; удел отдан во власть иному. И тот, вознамерившись, что и естественно, расчистить груду, перенес и кости их, подобно щебню. Чему же послужила многоценная громада, или пирамида? Так все произведения суетности обращаются в ничто!
Но не то бывает с богатеющими в Бога и в Нем ищущими себе славы. Они уготовали себе вечную жизнь и неистребимую славу» (преподобный Ефрем Сирин).
Несчастный Лазарь за свои великие страдания, перенесенные с терпением, безропотно, отнесен был Ангелами в лоно Аврамова. Так награждается Богом праведность, безропотность, терпеливость, а безбожие, жестокость, бесчеловечность сами в себе несут осуждение…
И далее мы слышим интересный диалог между умершим богачом и Авраамом:
«Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16: 27-31).
Кто не хочет, тот всегда найдет множество причин не делать. Кто не хочет знать Бога, кому Он мешает наслаждаться жизнью, того никакие чудеса, никакие видения из загробной жизни не вразумят, не заставят покаяться, изменить жизнь. Даже, если Сам Бог придет к ним, то они постараются вновь распять Его. Об этом говорит Господь: «Если же его (т.е. Моисея) писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (Ин. 5: 47).
Господь говорит нам, что довольно и того, что мы имеем Священное Писание. Там все необходимое написано. Священное Писание богодухновенно и может умудрить нас «во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3: 15), поэтому «да не отходит сия книга Закона от уст твоих, но поучайся в ней день и ночь» (Нав. 1: 8). Надо читать и исполнять, тогда наши имена будут написаны на Небесах, тогда, если мы будем усердными на всякое доброе дело, будем украшаться милосердием и сострадательностью, избежим вечных мучений и наследуем Царство Небесное, ибо «не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21: 27). Аминь.