Проповедь о благодарности — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Проповедь о благодарности

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангелии повествуется об исцелении Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом десяти прокаженных (см.: Лк. 17: 12-19).

Подходя к одному селению между Самарией и Галилеей, Господь услышал крики десяти прокаженных: «Иисусе Наставниче! помилуй нас» (Лк. 17: 13). Это был крик боли и надежды, и Милосердный Господь услышал несчастных страдальцев. Он сразу отправил их к священнику, чтобы они исполнили закон о прокаженном, согласно которому священник должен засвидетельствовать очищение от проказы и ввести этих людей в общество. Когда эти несчастные послушно направились к священнику, то заметили, что очистились от проказы, что страшная болезнь оставила их. «Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» (Лк. 17: 15-18).

В этой притче мы вновь видим, как Господь отвечает исцелением на просьбу веры. Однако здесь же возникает и другая тема, над которой Церковь призывает нас сегодня задуматься, – это благодарность.

Благодарность – это прекрасная черта характера человека, которая очень ценится в отношениях между людьми. И никому не хочется иметь дело с человеком неблагодарным. «Черная неблагодарность» разъединяет людей, вносит в отношения недоверие, неприязнь.

Но если благодарность так важна и ценится в отношениях между людьми, то тем более необходима благодарность человека Богу. К этому призывает нас апостол: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 18). Мы, христиане, должны всегда и за все беспрерывно благодарить Бога, благодарить, как говорит святитель Тихон Задонский, «чаще, чем дышать».

Конечно, когда в жизни все хорошо и спокойно, когда получаешь от Бога просимое, то поблагодарить Его не стоит особых усилий. Хотя, надо сказать, в этой ситуации человек часто быстро забывает Бога, как эти девять исцеленных от проказы.

Но как сказать: «Слава Богу за все!», когда жизнь зажимает в такие тиски скорбей, что дышать трудно, даже мыслить трудно? Где найти силы для благодарности Богу, когда человек поражен страшной болезнью, утратил что-то дорогое и важное?.. Как тут благодарить и за что?..

Для неверующего человека, действительно, в таких ситуациях слова о благодарности Богу звучат, по меньшей мере, неуместно.

Но повторю апостола: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 18).

Нужно научиться благодарить Бога не только за то, что Он даровал нам жизнь и все потребное для жизни, здоровье, таланты, не только за Его к нам благодеяния, но и за все, что случается в нашей жизни по Его попущению. Настоящие христиане умеют правильно видеть жизнь, «ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном» (Рим. 8: 5), а потому и находят в себе духовные силы всегда, в любой ситуации сказать: «Слава Богу за все!» Как сказал некогда праведный Иов Многострадальный, в одночасье потерявший все: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 1: 21).

Способность благодарить Бога всегда свидетельствует о высоте духовной жизни христианина.

«Благодарить должны не только здоровые, но и больные; не одни благоденствующие, но и терпящие напасти. Нет ничего удивительного в благодарении, когда нам помогает попутный ветер. Но когда бывает сильная буря, корабль опрокидывается и находится в опасности, тогда благодарность служит большим доказательством терпения и признательности» (святитель Иоанн Златоуст). Кто благодарит Бога за постигшие скорби, тому это вменяется вместо подвижничества и доставляет мученический венец: «Кто перенес скорбь и благодарил Бога, тот получил венец мученический» (святитель Иоанн Златоуст).

Благодарность приближает нас к Богу и вселяет в душу спокойствие и радость, а неблагодарность уничтожает веру и удаляет от Бога. Ропот на Бога никогда не решает проблемы, не избавляет от уныния, не уменьшает боли, не приносит исцеления, не восполняет утраты, а только еще более ухудшает и без того скорбную ситуацию. Но выход есть. Об этом говорит Златоустый святитель так: «Случилось ли хорошее? Благословляй Бога, и хорошее останется. Случилось ли плохое? Благословляй Бога, и плохое прекратится».

Трудно научиться благодарить, когда все плохо, но возможно и необходимо. Надо научиться всегда и за все благодарить Бога, благодарить «чаще, чем дышать», «и чтобы становились каждое утро благодарить и славословить Господа, также и вечером» (1 Пар. 23: 30). Аминь

.