Проповедь в день Благовещения Пресвятой Богородицы — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Проповедь в день Благовещения Пресвятой Богородицы

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Если когда-либо подобает человеку радоваться, торжествовать и с веселием восклицать, если когда-либо само время требует говорить о великом и славном и испрашивать для себя возвышенность мысли, красоту речи и убедительность слов, то я не вижу, какая пора может быть для этого лучше сегодняшнего дня, в который с Небес на землю явился Ангел, принося всякое благо. Ныне Небо величается, ныне земля веселится, ныне вся тварь радуется, и даже Тот, Кто содержит Небеса, не отделяется от праздника. Настоящие события являются подлинным торжеством. Все соединяются в едином образе радости, все исполняются единого веселия: Творец, все твари, Сама Матерь Творца, Которая и нашей природе, и нашим собраниям, и нашим торжествам сделала Его причастным», – так говорит праведный Николай Кавасила о празднике Благовещения Пресвятой Богородицы.

И радоваться есть чему. Обратимся к истории человечества.

Премудрый Творец вселенной создал Небо, населив его чинами Ангельскими, и землю, украсив ее различными растениями и животными, после чего, взяв персть земную, создал из нее человека по Своему образу и подобию, который стал венцом творения. Бог поселил человека в раю, «не много умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Своих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями» (см.: Пс. 8: 6-9). Адам и Ева имели в раю все блага, но желая стать, «как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3: 5), нарушили заповедь о невкушении плодов с древа познания добра и зла – и потеряли все. Не удержался человек в этом своем царственном достоинстве и «приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс. 48: 13).

Церковь говорит нам о дальнейшей судьбе Адама: «Изгнан был Адам из рая сладостного вкушением горьким, по невоздержанию не сохранив заповеди Владыки, и осужден был возделывать землю, от которой сам был взят, и со многим пόтом есть хлеб свой. Сел Адам тогда и заплакал напротив рая сладостного: «Сетую, стенаю и плачу, созерцая Херувимов с пламенным мечом, поставленных охранять вход в Эдем, недоступный для всех преступников»».

С того трагического часа многие и многие поколения людей плакали и стенали, в болезнях рождая детей, в поте лица добывая хлеб с земли, изобильно покрытой волчцами и терниями, несущей на себе печать проклятия. Такова была жизнь людей, потерявших Бога и не имеющих сил самостоятельно к Нему вернуться.

Но не оставил Милосердный Господь Свое неразумное творение. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16). «Послал Бог Сына Своего в мир, чтобы мир спасен был чрез Него» (см.: Ин. 3: 17), чтобы Сын Божий, восприняв от Девы человеческую природу, возвел человека в божественное достоинство.

«Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1: 26-28).

Первые слова Небесного Вестника, обращенные к Пречистой Деве, были призывом к радости: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». И с того дня Благовещения этот Небесный призыв к радости обращен к каждому из нас, потому что день Благовещения стал началом нового времени, радостного времени нашего спасения. И апостол призывает нас: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4: 4). «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16), потому что отнято от земли проклятие, наложенное на нее с момента грехопадения первых людей; потому что человек избавлен от греха, проклятия и смерти и получил возможность взойти на Небо и воссесть одесную Бога Отца, став богом по благодати, по усыновлению.

Сама смерть в свете Благовещения утратила свой безысходный ужас и стала радостью. Об этом и свидетельствует Крест Господень. Если в Римской империи казнь на кресте была самой позорной и мучительной и вызывала отвращение и ужас, то теперь Крест стал нашей радостью. Смерть как раньше, так и сейчас не перестала быть тайной. Человеческий разум не способен проникнуть в тайну Креста, не может в полной мере постигнуть то, что совершилось на Кресте, не в силах осознать, смерть Богочеловека Иисуса Христа, Спасителя нашего. То, что люди по ограниченности своего сознания, по скудости словарного запаса называли смертью, стало вхождением в новую жизнь, жизнь с Богом – в Царство Небесное, которое «не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17).

В этом наша радость. И этой радости не было бы, если бы не было Благовещения, если бы однажды Архангел Гавриил не обратился к Деве Марии со словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1: 28), а Пречистая со смирением не ответила бы: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1: 38).

И если кто-то еще не способен жить этой радостью во Святом Духе, не способен войти в радость Господа своего, то только потому, что земля слишком сильно привязала его к себе, что заботы о плотском поглощают его без остатка, что грех продолжает господствовать над ним. Но это поправимо.

Используем время Страстной седмицы, чтобы очистить себя от греховной скверны, и «Господь неба и земли даст тебе радость вместо печали твоей» (Тов. 7: 17).

«Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога» (Вар. 4: 36). Аминь.