Проповедь в день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Проповедь в день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

II век по Рождестве Христовом – это время жестоких гонений на первых христиан. Тогда в Риме жила боголюбивая христианка София, которая назвала трех своих дочерей именами важнейших христианских добродетелей: Вера, Надежда, Любовь. Не только назвала, но и воспитывала так, как может сделать только премудрая мать: старалась приучить дочерей не только именоваться, но и проявлять в жизни эти христианские добродетели. И девочки не скрывали своей веры во Христа, не сомневались в надежде на Него и не ослабевали в своей любви к Нему, но открыто пред всеми прославляли Христа Господа, несмотря на то, что это было опасно для жизни. Пришло время, и Вера, Надежда и Любовь стойко претерпели невероятные мучения и смерть за веру во Христа. София радовалась духом, видя стойкость дочерей, но ее человеческое сердце было столь измождено страданием, что через несколько дней святая София отошла ко Господу на могиле своих чад, присоединившись к их мученическому подвигу.

Так премудрая София и жизнь свою окончила премудро, принеся в Дар Святой Троице трех добродетельных дочерей своих Веру, Надежду и Любовь.

А вот что произошло в VI веке в Грузии.

Брошенные святой равноапостольной Ниной в начале IV века в сердца грузин семена веры христианской не сразу дали прочные всходы. Языческие верования и обычаи еще долго держались среди грузин. Случалось, что в одном селении бок о бок жили язычники и христиане.

В грузинской исторической области Тао – сейчас это территория Турции – у истоков реки Мтквари было село Кола. Там проживали как христиане, так и язычники. Их дети вместе росли, участвовали в играх. Дети язычников неоднократно видели, как по вечерам с колокольным звоном дети христиан уходят в храм на богослужение. Девять из них стали просить сверстников взять их с собой, но те отвечали отказом, говоря, что в дом Божий могут войти только сыны Божии. Тогда эти дети захотели принять Таинство Крещения, и христиане привели их к местному священнику. Тот понимал, что переход детей в христианство вызовет гнев их родителей, однако, помня слова Христа о том, что оставивший свой дом и своих родителей наследует жизнь вечную (см.: Мф. 19: 29), он тайным образом ночью окрестил детей в Мтквари.

При совершении Таинства случилось чудо: дети увидели Ангелов, воспевавших «Аллилуия», и ледяная зимой вода в реке прогрелась. Девять Ангелов стали восприемниками крещаемых и одели их в белоснежные ризы.

Когда родители узнали о том, что произошло, они потребовали, чтобы дети их вернулись в язычество и принесли жертвы идолам, но те наотрез отказались. Родители предлагали своим детям красивую одежду и игрушки, потом избивали их, но страдальцы были непреклонны и провели несколько дней без еды. Их упорство вызвало раздражение среди жителей селения: на седьмой день родители и односельчане-язычники вырыли большую яму рядом с тем местом, где было совершено Таинство Крещения, бросили в нее детей, закидали их камнями и засыпали землей.

Мученикам Колайским – Адарнасе, Бакару, Бардзиму, Ваче, Гураму, Дачи, Джуаншеру, Парсману и Рамазу – было от 7 до 9 лет.

Три отроковицы Римские и девять отроков Колайских приняли мученические венцы, как и обещал Господь всем любящим Его: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпетьБудь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2: 10).

Эти дети взошли на Небо благодаря своим родителям. Разница только в том, что премудрая София вместе со своими дочерями облачилась в белые одежды славы и победы, ее имя не изглажено из Книги Жизни, и их имена исповеданы пред Отцом Небесным и Ангелами Его (см.: Откр. 3: 5), а имена безумных нечестивых родителей-язычников не сохранились для истории, потому что их имена изглажены из Книги Жизни, как сказал Господь: «Того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей» (Исх. 32: 33), – они погибли навсегда, перестали существовать.

Родители, не воспитывающие должным образом своих детей, как говорит святитель Иоанн Златоуст, становятся детоубийцами, как видим мы это на примере родителей-язычников их села Кола.

«Старайтесь не о том, чтобы сделать их [своих детей] богатыми, но о том, чтобы сделать их благочестивыми, владыками своих страстей, богатыми в добродетелях… Внимательно наблюдайте за их поступками, за их связями – и не ожидайте от Бога никакой милости, если не исполните сего долга» (святитель Иоанн Златоуст).

Апостол напоминает христианам, что надо воспитывать своих детей в учении и наставлении Господнем (см.: Еф. 6: 4). Это не просто обязанность, но естественная потребность истинных христиан – от младых ногтей наставлять своих чад в Законе Божием, учить их заповедям, воспитывать их в вере, надежде и любви. Это необходимо для того, чтобы дети смогли достойно пройти по этой жизни, потому что «жизнь – слишком серьезная и скорбная тайна, чтобы дети могли без Бога войти в нее и жить ею» (преподобный Иустин Челийский).

Надо помнить, что дети принадлежат Богу, и Бог поручает именно отцу и матери воспитывать и учить рожденных ими для Него детей. Только родители несут ответственность за христианское воспитание своих детей, и за это они дадут ответ перед Богом.

Святитель Иоанн Златоуст ясно говорит, что за надлежащее исполнение своих обязанностей, возложенных на них Богом, родители получат награду: «Слушайте это, отцы и матери: воспитание детей для вас не останется без награды». И награда эта будет, если родители будут трудиться и призывать Бога на помощь.

«Прошу вас и умоляю, возлюбленные, будем иметь большое попечение о наших детях и всячески заботиться о спасении их души» (святитель Иоанн Златоуст). Аминь.