Проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Святая Церковь предложила нам небольшую евангельскую притчу о безумном богаче. Притча эта так звучит на современном наречии:

«У одного богатого человека был хороший урожай в поле, и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих». И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои, и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12: 16-21).

Очень маленький отрывок из Евангелия, но какие важные вещи говорит нам Господь.

После праздника Кущей оставался промежуток в два месяца до другого торжественного иудейского праздника, именно Обновления храма. Христос воспользовался этим промежуточным временем, чтобы еще раз побывать в родной Галилее и там, среди родной природы, отдохнуть душой от пережитых треволнений. Пребывание Его там ознаменовалось целым рядом новых поразительных притчей и чудес.

Поводом к обличению излишней привязанности к благам мира сего послужил один случай, когда во время проповеди Христа один из Его слушателей вдруг прервал Его речь и обратился к Нему с просьбой помочь ему в достижении выгодного для него раздела имущества с несговорчивым братом (см.: Лк. 12: 13). Такая неуместная просьба ясно показывала, до какой степени этот человек был жалким рабом мира сего, и чтобы показать ненадежность и суетность благ этого мира, Спаситель, отказавшись, конечно, от участия в улаживании дела по вопросу о разделе наследства, сказал притчу о богаче, который, получив чрезвычайно большой урожай, не знал, что ему делать с этим богатством. Все, что он придумал, это расширить свои житницы, чтобы тогда в грубом самодовольстве «многие годы» наслаждаться этим богатством. Но он забыл, что сама жизнь человеческая находится в руке Божией, и так как он думал основать свое счастье исключительно на богатстве, то и прогремел ему грозный приговор Божий: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12: 20).

«Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12: 21).

Продолжая развивать эту мысль, Христос увещевал Своих слушателей не предаваться суете мира сего, а более всего заботиться о душе, которая больше тела. Нет ничего драгоценнее бессмертной души. «Ничто не может сравниться с душой, даже целый мир» (святитель Иоанн Златоуст). Поэтому все свои силы необходимо направить не на приобретение временных, земных благ, а на спасение своей души. И нет в жизни более важной задачи. Отец наш Небесный знает, что мы имеем нужду в пище и одежде, и Он даст нам все это. Мы не будем испытывать недостатка в необходимом, но надо выполнить, если хотите, одно условие: «Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Лк. 12: 31). Вот на что, прежде всего, должны быть направлены все наши усилия.

Каждый из нас перейдет в жизнь вечную, и, может быть, очень скоро. Бог разными способами постоянно напоминает нам об этом. Каждому из нас постоянно напоминает евангельская труба: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12: 20). Не для того, чтобы испугать, и не для того, чтобы умножить наши хлопоты о здоровье, но для того, чтобы память о смерти сделала нашу жизнь более глубокой, серьезной, ответственной.

Кто-то здесь может сказать: «Ко мне это притча не относится. У меня нет никакого богатства…» Это неправильно. Мы все должны хорошо понимать, что речь здесь идет не о количестве денег и материальных благ, которые люди имеют или не имеют, а об отношении к ним. Вспомним гоголевского Плюшкина, которого нельзя назвать богатым в общепринятом смысле, но его душа умерла среди груд всякого хлама. Можно не иметь много, но погубить свою душу из-за пристрастия даже к одной, совсем недорогой, вещи.

«Душа лучше мира, потому подобает любить ее и всячески заботиться о ее спасении. Безумен и пребезумен каждый, кто ради этого мира, не имеющего красоты, малоценного и неприбыльного, отвергает и губит свою прекрасную душу; драгоценную более всех не только земных, но и небесных сокровищ, прибыльную более всего мира!» (святитель Димитрий Ростовский).

Вспомним наставление святителя Тихона Задонского:

«Подумай о словах Спасителя: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16: 26). Сравни время с вечностью и приобретенный мир с твоей погибшей душой. Нет никакой пользы там, где нет спасения души. Что тебе во всем мире, когда душа погибает? Спасение твоей души тебе должно быть дороже всех сокровищ мира сего, дороже неба и земли и всей славы мира, собранной воедино, ибо душа без всего этого уйдет в иной век, и ничего не возьмет с собой, как и в мир ничего не внесла, а относит отсюда только или спасение, или погибель».

Будем непрестанно просить у Господа той мудрости, обладая которой мы сможем правильно жить в этом мире, правильно относиться к себе и к окружающему миру, превращая временную жизнь в преддверие жизни вечной. Аминь.