Проповедь в Неделю о блудном сыне — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Проповедь в Неделю о блудном сыне

Архимандрит Иосиф (Еременко)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Все ближе и ближе мы подходим к Великому и спасительному посту, к святой Четыредесятнице. Все ближе и ближе то время, в которое предлежит нам совершить подвиг постнический, подвиг молитвенный, подвиг покаянный. И Церковь, как чадолюбивая мать продолжает учить нас, подготавливая нас к этому очень важному, ответственному и необходимому в духовной жизни каждого верующего человека периоду.

Сегодня в евангельском чтении мы слышали о том, как младший сын подошел к отцу и потребовал у него ту часть имения, ту часть наследства, на которую он, как сын, как один из наследников, имел законное право. И он попросил отца отдать ему эту часть имения, так сказать, досрочно. Отец отдает, исполняет просьбу. Через некоторое время сын забирает все, что ему причитается, и уходит, как говорится в Евангелии, «на страну далече». Он уходит далеко, и там, живя блудно, живя распутно, естественно, очень скоро тратит нажитое отцом состояние, и, в конце концов, попадает в такое отчаянное положение, что у него не остается никаких средств к существованию. Тогда он нанимается к одному богатому человеку пасти свиней, но и там ему не дают даже того корма, которым питаются свиньи. Попав в такую крайнюю нужду, он «приходит в себя», он вспоминает, что есть отеческий дом, он вспоминает, что у него есть отец, что у отца даже рабы питаются так, что у них избыток хлеба.

Блудный сын решает вернуться к отцу и даже подбирает слова, которые он скажет при встрече: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15: 18-19). И с этим настроением он идет домой.

«И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк. 15: 20). Когда же блудный сын только начал произносить эти покаянные слова, отец остановил его, дал ему самую нарядную одежду, новую обувь, дал ему перстень, заколол упитанного тельца и устроил большой пир.

В этой притче отец, хозяин дома – это Отец наш Небесный, а блудный сын – это все мы с вами. Мы все с вами дети и наследники в доме Отца нашего Небесного. От рождения мы получаем от Бога, как Его дети, богатое наследство, которое всей своей жизнью должны приумножить, принести посильные плоды. Мы должны использовать эти Божественные дары себе во спасение. Вместе с жизнью Отец наш Небесный дает нам разум, свободную волю, различные таланты. Все это мы должны использовать так, чтобы реализовать в себе подобие Божие, насколько возможно человеческой природе стать подобными Богу. «Если ты решился быть христианином, то старайся соделаться подобным Богу, облечься во Христа» (святитель Григорий Нисский).

Так должно быть. Но посмотрим на свою настоящую жизнь: как мы используем свой разум, свою волю, свою свободу, свои таланты. Используем ли мы их для того, чтобы действительно служить Богу и жить с Богом, или мы – как тот блудный сын?

Наследство получают, как известно, когда хозяин умирает. И весь ужас в том, что сын требованием своей доли как бы говорит отцу: «Отец, представим, что ты умер. Отдавай мне то, что мне положено, и я пойду». Точно так же и мы, может не так грубо и может не такими словами, но мы постоянно в жизни, будучи от купели Святого Крещения христианами, делами своими как бы говорим: «Бог, давай сделаем вид, что Тебя нет, что нет Твоей Церкви, что нет Евангелия, которое Ты нам оставил. Это все хорошо, но мы будем жить так, как хотим, и то, что Ты дал нам, мы будем использовать так, как хотим, как считаем нужным». Так и получается. В нашей жизни нет Бога, потому что все, чем мы заняты – это собой любимыми, своими детьми, работой, домом, бесконечными проблемами, которые мы решаем, постоянно суетимся, заняты склоками и пересудами… И в один прекрасный момент, когда наступает такое отчаянное положение, что солнце меркнет, что жить не хочется, мы вдруг с ужасом понимаем, что ничего-то в жизни нет, что мы, как та стрекоза, пропрыгали и – ничего… Внешне мы можем быть очень благополучными, но сейчас речь не о внешнем. Можно и сладко спать, и вкусно есть, и все иметь, но при этом внутри быть тем блудным сыном, который все в разврате расточил и ничего для души не приобрел.

Картина очень грустная… Все расточили. Все, что нам Бог дал, потратили впустую. Гонялись за тенями, за призраками, за деньгами, славой, наградами, за связями, за благополучием. И в результате, может, мы и догнали кое-что, может, у нас и есть кое-что из перечисленного, а внутри – плохо, а внутри – пусто, а душа страдает, ей плохо, а мы не понимаем почему…

Но блудный сын «пришел в себя», он пришел в сознание. Он наконец-то очнулся и принес своему отцу покаяние.

Вернемся и мы к Отцу нашему Небесному, ибо нет таких грехов, которые могли бы превозмочь, пересилить Божественную любовь.

Нужно покаяние искреннее и нелицемерное, покаяние, понимаемое как изменение своей жизни человека, изменение своего внутреннего состояния. Покаяние – не просто сожаление о своих грехах, не просто раскаяние, а твердое намерение измениться и никогда этого больше не делать, твердое желание жить по-другому, жить с Богом, жить только по евангельским заповедям.

Конечно, очень трудно, особенно людям в возрасте, изменить себя и отвергнуть тот образ жизни, который до сих пор вели. «Правда, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – трудно и тяжело сделать усилие, чтобы подойти к входу и, достигнув преддверия покаяния, оттолкнуть и низринуть врага, который тут сильно дышит и налегает. А после того и он, будучи однажды побежден и павши там, где был силен, не оказывает такого неистовства, и мы, имея уже больше ревности, весьма удобно совершим этот добрый подвиг».

Что же делать? С чего начать покаяние – «этот добрый подвиг»?

Тот же Златоустый святитель советует нам: «Пробуди внутри себя обличителя – твою совесть, чтобы там, на судилище Господнем, не иметь тебе обличителя. Вот один путь покаяния – прекраснейший! Есть и другой, не хуже этого, состоящий в том, чтобы не злопамятствовать на врагов, сдерживать гнев, прощать грехи собратьям, потому что в таком случае простятся и нам наши грехи против Господа. Хочешь знать и третий путь покаяния? Это пламенная и усердная молитва, возносимая притом от самой глубины сердца. Если хочешь знать и четвертый путь покаяния, то назову милостыню: она имеет великую и несказанную силу. Скромность и смиренномудрие не менее всех сказанных средств заглаживает грех».

Об этом призывает нас Святая Церковь подумать сегодня, в преддверии святой и спасительной Четыредесятницы, в преддверии Великого поста. Великий пост – очень удобное время для того, чтобы постараться изменить свою жизнь.

И еще святые отцы говорят, что в каком бы ужасном положении мы не оказались, какие бы ужасные грехи мы не совершили, но хуже всего и страшнее всякого греха – отчаяние. Никогда не отчаивайтесь. Эта лукавая бесовская мысль, что нет мне уже прощения. Такими мыслями бес старается лишить нас самого главного в жизни, лишить нас основания нашей жизни – надежды на милосердие Божие и ввергнуть в вечную погибель. Господь все простит при условии нашего искреннего покаяния.

Пусть даст нам Господь силы покаяться. «Пока не пришла смерть, пока не заключены двери, не отъята возможность войти, пока не напал на вселенную ужас, пока не померк свет, … проси, грешник, щедрот у Господа» (преподобный Ефрем Сирин). И Милосердный Господь простит и помилует всех нас и введет в Царство Свое Вечное. Аминь.