Праздник Святой Троицы, или Пятидесятницу, Церковь отмечает как день своего рождения.
Церковь обладает огромной значимостью, недаром ее образование сопровождается сверхъестественными знамениями – шумом с неба и даром иных языков. Церковь необходима для верующих как духовная живительная и питательная среда, в ней отчаянно нуждается мир, который не знает Бога. Она — суть знамение для мира Ангелов, радующихся о каждом кающемся грешнике (Лк. 15:10) и желающих познать тайны Царства Божьего (1 Пет. 1:12). Церковь особо ценна в глазах Бога. Ее Он избрал от этого мира и возлюбил любовью вечной (Иер. 31:3), ее Он и хранит как зеницу ока Своего (Зах. 2:8). Церковь – это и наиважнейший инструмент Божьего влияния, являющий Его многоразличную благодать (1 Пет. 4:10). Удивительно, что в этот труд Бог вовлекает нас, немощных людей, которые часто не понимают своей огромной ответственности, важности вверенного духовного труда, видят подчас только внешнее и человеческое в Церкви, забывая о внутренней ее ценности…
Книгу Деяний, где описано рождение и развитие первоапостольской Церкви, часто называют книгой перемен. Действительно, именно здесь мы наблюдаем беспрецедентное количество сломов духовных парадигм и переходов из одного состояния в другое.
Прежде всего, рождение Церкви ознаменовалось переходом от обряда к внутренней жизни. Со смертью Христа завеса в Храме разорвалась надвое, символически открывая Святое Святых для каждого приходящего. Жертвоприношения и храмовое служение упразднились как выполнившие свою функцию – быть детоводителями ко Христу (Гал. 3:24). Господь не просто дает учение, Он Сам Духом Святым вселяется в верующих, чтобы ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. (2 Кор. 6:16). А значит, на первый план выходит внутренняя духовная жизнь, состояние сердца, личная вера – то, чему Бог благоволит (Ис. 66:2).
Во-вторых, значимым событием явился переход от одного народа (этнического Израиля) к международной Церкви. По отношению к спасению в ней нет ни Иудея, ни Эллина, ни варвара, ни скифа (Кол. 3:11). При этом различные этнические группы в Церкви, являясь одним Божьим народом, не растворяются и не исчезают, но взаимодополняют друг друга и живут в гармонии. Читая книгу Деяний, интересно проследить как люди разных национальностей входят в Церковь и как Апостолы и благовестники по мере расширения Божьего Царства борются с собственными предрассудками против тех или иных людей, перешагивают через националистические стереотипы.
Третий важный переход — от эгоизма к служению. Рождение Церкви породило, в свою очередь, новую общность людей, объединенных верой во Христа и верностью Апостольскому учению. Общность эта выражалась в жертвенном служении нуждам ближних. Имея одно сердце и одну душу, верующие были вместе и имели все общее, и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. (Деян. 2:44-45). Эта жертвенность не была спущена сверху и даже не диктовалась Апостолами. Она исходила из новой духовной реальности – вчерашние чужаки сегодня стали сами близкими братьями и сестрами.
И еще одна перемена – произошел переход от религиозного комфорта к благовестию. Самоправедная религия, где желающие могли примкнуть к касте избранных, стала Благой Вестью, которой в любви надо поделиться с ближними и дальними, с дружественными и враждебными, гонимыми и гонителями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1:8). Сопротивление мира, опасности в путешествиях, отвержение – все это не стало препятствием для первых пастырей, благовестников и мучеников, благодаря которым Евангелие достигло и нас.
Уверен, что в подобных изменениях Церковь нуждается и сегодня. По мысли Реформаторов, ecclesia semper reformanda est. Действительно, Церковь всегда должна возвращаться к своим основам и первоапостольскому образцу, чтобы не утерять дух Пятидесятницы, который она обрела в день своего рождения.
Поздравляю всех верующих с праздником сошествия Святого Духа!
Антон Лебедев, Саранск