Проповедь во Вселенскую родительскую (мясопустную) субботу — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Проповедь во Вселенскую родительскую (мясопустную) субботу

Архимандрит Иосиф (Еременко)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Заканчивается вторая подготовительная седмица перед Великим постом. Сегодня, в субботу мясопустную, перед воспоминанием Страшного Суда Христова, на котором предстанут все живые и умершие, Церковь совершает поминовение «всех от Адама и до днесь усопших во благочестии и правой вере».

Церковь в одном из сегодняшних песнопений призывает нас совершить молитвенное поминовение всех усопших от начала мира:

«Верные! Воспоминая всех усопших от начала мира, которые провели жизнь благочестиво, будем воспевать Спасителя и Господа, усердно прося, чтобы они могли дать ответ в час суда Ему, Самому Богу нашему, Судье всех живущих на земле, чтобы они, радостные, удостоились стать одесную Его, на стороне угодивших Ему, получили участие со святыми в светлом и вечно блаженном Его Царстве Небесном» (стихира на «Господи, воззвах»).

Посвящая Неделю мясопустную напоминанию имеющего быть последнего Страшного Суда Христова, Церковь, ввиду этого Суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, в благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их.

Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу приносит великую пользу и помощь умершим отцам, братьям и сестрам нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви – сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними через молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Святые отцы узаконили совершать поминовение обо всех умерших по следующей причине. Многие весьма нередко умирают неестественной смертью, например: во время странствования по морям, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, на пожарах, на войне, замерзают. И кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, – когда бы, где бы и как бы ни окончил земную жизнь, – не лишился молитв Церкви.

Основанием для установления этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы сырной (масленицы) Святая Православная Церковь совершает воспоминание Второго Пришествия Христова, когда вспоминается грядущий Страшный Суд Христов. Приближаясь к духовным подвигам святой Четыредесятницы, когда нам следует войти в теснейший союз любви со всеми членами Царства Христова – и святыми, и живущими, и умершими, – Церковь предстательствует обо всех от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере праотцах, отцах и братьях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев; и обо всех, кого вода покрыла, война истребила, землетрясение поглотило, убийцы убили, огнь попалил, звери или птицы съели, погибшие от молнии и умершие на морозе, кого убили мечем, конь унес, кого придавила плита, камень или землей засыпало, кого убили чародейские напитки, отравы, то есть обо всех Церковь предстательствует, умоляя Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния.

В эту субботу Церковь по своему человеколюбию особенно молится о тех умерших, которые по тем или иным причинам «узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша», т.е. не получили церковного отпевания или церковной молитвы в свое время.

Мысль о конце нашей жизни при воспоминании об уже отшедших в вечность отрезвляюще действует на каждого, кто забыл о вечности и прилепился всей душой к земному – тленному и скоропреходящему. И мы, несомненно, когда-нибудь отойдем в жизнь вечную.

С какими делами, с каким багажом мы предстанем перед Богом? Или мы привыкли в этой жизни делать зло другим, а значит и себе? Или мы хоть в какой-то мере старались быть христианами?

Мы далеки от евангельских идеалов. Это та цель, к которой нам придется идти всю свою жизнь и которую мы так и не достигнем. Но надо стараться быть на этой земле человеком добродетельным, несмотря на то, что все силы ада ополчаются против того, кто хочет быть настоящим христианином. Быть настоящим христианином очень трудно. Для человеческих сил это невозможно. Но надо этого пожелать всем своим существом, и тогда Господь поможет.

«Спаситель! Ты, искупивший людей Своей Кровью, избавивший нас Своей смертью от горькой смерти, и Воскресением Своим дарующий нам жизнь вечную, – упокой, Господи, всех усопших в благочестии, где бы кто ни окончил жизнь: в пустынях или городах, в море или на суше, всех – царей, священников, архиереев, монахов и мирских, всякого возраста, и удостой их Небесного Твоего Царства».

И нас, собравшихся в этом храме и молящихся за них, помилуй, яко Благ и Человеколюбец! Аминь.