Проповедь в Неделю о расслабленном — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Проповедь в Неделю о расслабленном

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Христос Воскресе!

В Иерусалиме, около Овечьих ворот, была купальня, вокруг которой собиралось множество больных, желавших исцеления, потому что по временам в этот водоем сходил Ангел Господень, вода возмущалась, и тот, кто первый входил в воду по возмущении воды, выздоравливал, каким бы недугом не был поражен.

Около этого водоема, желая себе выздоровления, находился расслабленный человек, который пребывал в своей болезни 38 лет, но у него не было того, кто помог бы ему первому войти в возмущенные воды купальни, чтобы получить желаемое исцеление.

И вот Господь идет мимо этого водоема, видит этого несчастного и задает ему вопрос: «Хочешь ли быть здоров?» (Ин. 5: 6).

На первый, поверхностный взгляд, вопрос, по меньшей мере, странный, некорректный. Какой же ответ хотел услышать Господь? Неужели среди нормальных людей есть такие, которые бы ответили: «Нет»?

Но если мы вдумаемся, если мы посмотрим глубже, серьезно вникнем в суть этого вопроса, мы поймем, что задан он не случайно и поставлен он правильно.

«Хочешь ли быть здоров?» (Ин. 5: 6).

38 лет человек был в расслаблении. Он 38 лет ничего не мог делать. Ему помогали, его кормили, за ним ухаживали. За такое время человек привыкает к своей ситуации, своему беспомощному состоянию и отвыкает заботиться о себе, об окружающих. Он только пользуется. Человек, как известно, быстро ко всему привыкает.

И Господь у этого больного спрашивает: «Хочешь ли ты быть здоров? Сможешь ты встать и опять идти по жизни, совершать поступки, заботиться о себе и о других? Сможешь ли ты взять на себя ответственность за свои действия?»

Вот какой вопрос задает Господь. Это вопрос-призыв. Это вопрос-предложение.

И этот вопрос задается в жизни каждому из нас: «Хочешь ли быть здоров?» (Ин. 5: 6). И не только тогда, когда мы болеем физически или у нас какая-то беда, проблема.

В каждой болезни, в каждой беде, в каждой неприятной ситуации звучит этот Божественный вопрос: «Хочешь ли быть здоров?» И более того, в каждой радостной ситуации, когда нам хорошо, когда мы одерживаем какую-нибудь победу, когда мы чего-то достигаем, когда мы радуемся – и в этом звучит Божественный вопрос: «Хочешь ли быть здоров?»

Когда мы болеем или когда нас постигают какие-то трагедии, мы начинаем роптать, обвиняя Бога в Его несправедливости к нам. Когда же нас посещают радостные события, когда мы чего-то достигаем, празднуем победу, то начинаем заниматься самолюбованием и думаем о том, какие мы хорошие, что мы чего-то достигли, что мы что-то можем. И опять в этой радостной ситуации в нашей жизни нет места Богу.

И трагедия, и радость – это вопрос-призыв к действию, к выбору, к ответственности, это новые возможности к творчеству; это вообще другая, новая жизнь, когда уже здесь, на земле, человек начинает жить по-новому, не в расслаблении, не в параличе, не в греховном сне, чтобы, когда завершится этот земной период жизни, в полной мере войти в вечность, в жизнь с Богом, в непрестанную Пасху.

Пасха – это победа Жизни над смертью, открытие для каждого человека, для всего человечества возможности новой жизни. И чтобы войти в эту новую жизнь, надо исцелить себя, изменить себя. И поэтому этот вопрос: «Хочешь ли быть здоров? Хочешь ли ты стать нормальным, настоящим человеком? Или желаешь остаться в этом жалком, ничтожном, расслабленном состоянии, забытый и одинокий, когда настоящая жизнь проходит мимо?» звучит для каждого человека не только в период земной жизни, но в перспективе вечности.

И как мы ответим Богу на этот вопрос?..

Бедой или счастьем Господь дает человеку шанс стать лучше, сделать выбор в пользу блага, обновиться, ибо «кто во Христе, тот новая тварь» (2 Кор. 5: 17).

Господь исцелит, Он совершит любое чудо – это, как говорят, не вопрос. Вопрос в другом: «Хочешь ли ты этого, готов ли ты к этому?»

Надо в любой ситуации без суеты, без шума услышать в своей жизни этот Божественный вопрос и ответить на него положительно – и уже здесь, на земле, начать жить по-новому, жить с Богом, чтобы и в вечности продолжать непрестанно, в полной мере праздновать Пасху, в которой участвуют верующие в Царстве Небесном.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!