Проповедь в Неделю 12-ю по Пятидесятнице — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Проповедь в Неделю 12-ю по Пятидесятнице

Архимандрит Иосиф (Еременко)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Богатый юноша, о котором говорится в сегодняшнем евангельском чтении (см.: Мф. 19: 16-26), заповеди Божии сохранил от юности своей, он делал все, как написано, но ему чего-то не хватало, не хватало еще чего-то «доброго», но не понимал – чего. Само по себе знание заповедей и даже самое скрупулезное соблюдение их не имеет моральной ценности и не приносит глубокого духовного удовлетворения. Юноша всегда знал заповеди и старался исполнять их, но это было лишь внешнее, механическое исполнение. И Господь сразу, несколькими словами проясняет ситуацию, показывает юноше причину его неудовлетворенности: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф. 19: 21). Оказывается, юноша был поглощен своим большим имением, его душа и сердце были заняты богатством, поэтому он не мог исполнить главную заповедь и другую, подобную ей: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37-39). Нельзя служить одновременно Богу и маммоне. Отсюда его чувство неудовлетворения, незавершенности. А что касается формального выполнения заповедей, то это не имеет никакой цены в свете Правды Божией. Ценность слов, поступков, самой жизни зависит не от внешнего, не от кажущегося, а от внутреннего, духовного состояния человека, от побудительных причин. Очень часто как бы добрые дела совершаются не во славу Божию, а из-за тщеславия, самолюбования.

Сам богатый юноша не смог понять свою проблему, свою неудовлетворенность, но перед Божественной Правдой он вдруг увидел свой недостаток, свою несостоятельность и «отошел с печалью» (Мф. 19: 22).

Человек, поврежденный грехом, вообще не способен правильно оценить себя. Человек сам себя не знает, поэтому еще в древности на стене храма Аполлона в Дельфах было написано: «Познай самого себя». Этот призыв к самопознанию тогда имел свои цели и свое понимание, но и сейчас для христиан очень актуален этот призыв: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4: 16). Истинное самопознание стало возможно только во Христе, и оно необходимо для каждого христианина, чтобы правильно жить, чтобы правильно относиться к самому себе, к Богу и к другим людям. Самопознание – это не привилегия только некоторых избранных людей, не интеллектуальная роскошь копаться в самом себе, но жизненная необходимость для каждого, это важнейшая духовная наука, которая дает человеку способность правильно оценивать себя, свое духовное состояние, правильно различать, что в нас есть истинного, Небесного, и что – внешнее, чужое, земное, а поэтому дает и возможность познать Бога и понимать других людей. Если христианин не познает самого себя, то будет не лучше тех язычников, которые «заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим. 1: 25). Такие не знают Христа Спасителя, не имеют в себе Его любви.

Поняв свою греховную поврежденность, свою удобопреклонность ко греху, поняв, что закон греха действует во всех его членах, «делающий меня пленником закона греховного» (Рим. 7: 23), поэтому «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7: 19), человек будет правильно понимать ближних и правильно любить и уважать их. Кто не знает самого себя, тот никогда не научится правильно знать и понимать других, должным образом обращаться с ними. Самолюбие, гордость и другие подобные пороки удаляют человека от Бога и ближних.

Истинное самопознание возможно только в Церкви Христовой при постоянном молитвенном обращении к Богу за помощью, при изучении Священного Писания, творений и житий святых угодников Божиих, прошедших хорошую школу самопознания. Только «Церковь – источник самопознания самый ясный, чистый, совершенный… источник всякого истинного познания, мудрости совершенной, учительница совершенного общежития» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

Истинное самопознание приводит к смирению, незлобию и милосердию, потому что, кто познал всю глубину своих грехов, тот не будет превозноситься над другими. Этим уничтожается повод к такому страшному греху, как осуждение других. «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены» (Лк. 6: 37).

Осуждение – одна из самых ужасных язв, разъедающих человеческое общество, отравляющих отношения между людьми. Люди мало думают о себе. При всем своем вопиющем эгоизме над собой, над своим внутренним «я» люди меньше всего задумываются, обращая все свое внимание на обсуждение других. Трудно назвать нормальным человека, который, когда горит его собственный дом, со спокойной язвительностью обсуждает особенности архитектуры соседского дома.

Каждый человек находится в величайшей опасности. В нем нет ни одного живого места. Он изолгался, исподличался. Перед христианским идеалом – «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48) – он представляет из себя сплошную смердящую язву. Внутри него страшный пожар. В нем сгорают лучшие сокровища человеческой души: высота помыслов, стремление к свету, сочувствие к людям, красота невинности, трудолюбие, неподкупная честность, умение быть благодарным, вера в Бога, ожидание вечности… Все это горит до тех пор, пока человек не превращается в сплошную зияющую пустоту.

И из этого грустного, бедственного состояния человек находит в себе силы судить и рядить других людей. Старики осуждают молодежь. Молодежь с неописуемой наглостью глумится над сединами старости. Неуч, еле читающий по слогам, решается осуждать своего учителя.

Возможны ли правильные, добрые отношения в таком обществе, где царствует всеобщее непонимание, непрерывная взаимная грызня?..

Нельзя произносить суд над ближними, как пишет апостол Павел: «Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1 Кор. 4: 5), и каждому воздаст по делам его.

Произнося свое суждение о других и забывая о своих собственных грехах, человек всегда ошибается, «потому что вам не постигнуть глубины сердца у человека и не понять слов мысли его» (Иудиф. 8: 14). Суд Божий иной. Он не судит по наружности, но проникает в тайны сердца человека, «потому что Бог есть свидетель внутренних чувств его и истинный зритель сердца его, и слышатель языка его» (Прем. 1: 6). Вот почему мы должны предоставить все Его суду, а сами – сокрушаться о грехах своих и о грехах наших ближних и терпеть, сносить их недостатки.

Не осуждая ближних, надо научиться терпеливо внимать суждениям о нас других людей, людей здравомыслящих и духовно здоровых, любящих нас и желающих нам истинного добра. Это входит в процесс самопознания. Эти суждения могут иногда открывать в нас такие качества, которых мы сами и не приметили бы за собой.

При этом не надо слишком много внимания обращать на суждения о нас всех подряд. Множество людей создают себе постоянные затруднения и несчастья своей неодолимой слабостью придавать большое значение чужому о них мнению.

Только Бог имеет о каждом человеке совершенно верное понятие, потому что ни один человек не может знать весь наш характер и все тайные пружины наших действий, все, что в нашей жизни было раньше, все наши стремления, взгляды и надежды, все, что сложило нашу личность. Поэтому для христианина важно лишь то, соответствует ли его жизнь учению Христа, и не имеет ни малейшего значения людское мнение о нем, потому, что это мнение не может быть правильным.

Более того, для человека самостоятельного не существует даже возможности быть оскорбленным. Как не может оскорбить человека пень, за который он споткнулся и ушиб ногу, так не может оскорбить человека тот, чье мнение не имеет никакого значения и не интересует. Равно, и похвалы от других мало чего стоят. Об этом так сказал великий Пушкин: «Обиды не страшась, не требуя венца, / Хвалу и клевету приемли равнодушно…»

А между тем сколько людей портят себе кровь, лишаются спокойствия из-за того, что их даже не обидели, а лишь косо посмотрели на них люди даже совершенно незнакомые.

Есть такое святоотеческое правило: «Не делай никому вреда, никого не осуждай. Исполняй это правило и – спасешься». Исполнить же это правило возможно только тому, кто знает самого себя…