Архимандрит Иосиф (Еременко)
Христос Воскресе!
В первый воскресный день после Пасхи, в Неделю Фомину, воспоминая явление Господа по Воскресении апостолам, Святая Церковь укрепляет нашу веру удивительным и назидательным примером сомневающегося ученика, уверившегося в Воскресении Учителя только после осязания Его пречистых ран. Господь говорит нам, укрепляя нашу веры: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20: 29).
Хороша, спасительна и необходима вера, но если мы не имеем соответствующих дел, то наша вера «мертва сама по себе» (Иак. 2: 17). Такая вера бессмысленна, а значит и не нужна. Настоящая вера определяет мировоззрение человека, его образ жизни и проявляется в евангельской любви к Спасителю. Образ пламенной и постоянной любви, великого и вседушевного усердия Святая Церковь раскрывает в подвиге святых жен-мироносиц, всецело посвятивших себя Господу, «служа Ему от имений своих» (см.: Лк. 8: 3).
Нынешний воскресный день Святая Церковь посвящает этим святым женам-мироносицам.
Эти великие в своей простоте святые женщины, движимые горячей верой и любовью к своему Божественному Учителю, сохранили Ему верность и проявили героизм тогда, когда апостол Петр трижды отрекся, а другие апостолы, кроме Иоанна Богослова, разбежались, оставив своего Учителя среди врагов. Презрев опасности, они сопровождали Учителя и на Голгофу, своим участием поддержали Его Пречистую Матерь в неутолимой Ее скорби. Усердие, вера, пламенная и постоянная любовь и верность женщин приобщили их к радости Воскресения и сподобили их понести апостольское служение. Они стали первыми благовестницами Воскресения Христова и, по словам митрополита Антония (Храповицкого), оказались «апостолами для самих апостолов».
Одна из жен-мироносиц, Мария Магдалина, из которой Господь в свое время «изгнал семь бесов» (Мк. 16: 9), была спасена от вечной погибели, от бесовской одержимости и порочных страстей. Другие жены, следуя за Ним, слушали Его учение, становясь новыми людьми, учась Его заповедям о любви и прощении. Их имена названы в Священном Писании: Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария, Сусанна и иные с ними. Они искренне были преданы Христу и считали высшей своей обязанностью и величайшим счастьем служить Господу в Его земных нуждах. Благоговейная любовь одной из них – Марии, сестры воскрешенного Господом Лазаря, – проявилась в том, что она, купив драгоценное миро, возлила его на главу Иисуса и таким образом, еще прежде смерти и погребения Господа, оказала Ему погребальные почести.
Являя великую свою любовь к Господу, они следуют за Ним и по смерти, служа Ему, насколько возможно и чем возможно. Они «зело рано», по прошествии субботы, спешат ко гробу Иисуса, победив страх, не обращая внимания ни на какие препятствия. Любовь и глубокая вера пересиливают страх возможной смерти. Они благополучно достигли места погребения Иисуса, нашли отваленным камень от дверей гроба, стражу, омертвевшую от страха, и увидели Ангела, возвестившего им о Воскресении Господа, а потом – и Его Самого, сказавшего им: «Радуйтесь!» Женщины, в глубокой печали забывшие обещание Спасителя, что в третий день Он Воскреснет, пришли с ароматами помазать Умершего, а нашли Воскресшего и первыми вкусили великую радость Воскресения. Это они первые обратились к миру со словами Пасхального приветствия: «Христос Воскресе!»
Теперь, когда мы бываем в безнадежности и отчаянии, мы знаем, что любовь сильнее страха и смерти, крепче угроз и ужаса перед всякой опасностью, что любовь преодолевает все и она может противостать смерти и победить. Это знание делает осмысленной нашу жизнь и дает силы жить при любых обстоятельствах.
Святые жены-мироносицы свидетельствуют, что по-настоящему любит Бога только тот, кто исполняет Его заповеди и для прославления Его имени готов пожертвовать всем, даже своей жизнью, готов претерпеть все гонения, любые мучения. Такую верность проявляли многие женщины во дни гонений за веру в первые века истории Церкви Христовой.
Во все времена «жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» (Притч. 31: 30), поэтому вспомним сегодня и тех женщин, которые в годы безбожных гонений на Церковь в ХХ веке мужественно изо дня в день не на словах, а на деле верно служили Церкви, отстаивая храмы, когда их закрывали и разрушали, жертвуя всем, что имели, чтобы поддержать жизнь в приходе, чтобы помочь своему притесняемому священнику и всем, кто терпел лишения и притеснения.
И сегодня благоговейные и мужественные женщины многое делают для укрепления истинного благочестия, для содержания храмов в чистоте и порядке, для поддержания мира и любви в общинах, они всегда славят и благодарят Бога: в счастье и в несчастии, в скорби и в радости, в богатстве и в бедности, во здравии и в болезни. А крепко «любящим Бога все содействует ко благу» (Рим. 8: 28) – рано или поздно побеждается всякое зло: «Все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8: 37).
Господь даровал женщине достоинства, каких не имеет мужчина: сочувствие, скромность, а главное – возможность рождать детей и воспитывать их. О предназначении женщины-матери так говорит святитель Иоанн Златоуст: «Жена обручена мужу для общения в жизни, для рождения и воспитания детей, для того, чтобы беречь дом». Жена верующая несет крест семейной жизни без ропота, без жалоб окружающим и, во всех горестях своего сердца утешаемая Создателем, сплетает себе в смирении и благочестии венец бессмертия на Небесах. Давно известно, что «жена добродетельная радует своего мужа и лета его исполнит миром; добрая жена – счастливая доля: она дается в удел боящимся Господа; с нею у богатого и бедного – сердце довольное и лицо во всякое время веселое… Что солнце, восходящее на высотах Господних, то красота доброй жены в убранстве дома ее» (Сир. 26: 2-4, 20-21). «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» (Притч. 14: 1).
Благочестивая жена имеет доброе влияние на мужа, укрепляя его в вере, своими благими наставлениями и заботой внушает детям почитание Бога, уважение к Его святому закону, любовь к молитве. Как благообразна и умилительна мать или бабушка, которая, когда все покоятся глубоким сном, несмотря на усталость и недуги, в ночной тишине с горячими слезами творит молитву Господу, Царице Небесной и святым, испрашивая у них помощи своим детям, более всего прося сохранить их в доброй христианской нравственности, уберечь от бездны порока и мирской суеты. Горячая материнская «молитва много может на умоление Владыки». И Господь изливает Свою милость в ответ на молитву матери: «О, женщина! да будет тебе по желанию твоему» (Мф. 15: 28).
Прославляя ныне святых жен-мироносиц, будем помнить о непоколебимой любви к Господу, преобразившей робкого Иосифа Аримафейского, тайного ученика Господа Никодима и скромных жен-мироносиц, чтобы не только словами, но и всем существом своим, каждое мгновение жизни, «на всяком месте владычества Его» (Пс. 102: 22) нести миру радость Воскресения:
«Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе Христос!»