Чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрии» из села Богородского и ее второе обретение на Томской земле

Чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрии» из села Богородского и ее второе обретение на Томской земле

Старинное село Богородское ( ныне Мельниково) в настоящее время является центром Шегарского района. Именно там находилась и прославилась многими знамениями чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Богородская икона Божией Матери Смоленская-Одигитрия относится к числу наиболее чтимых и древних святынь Томской епархии. Подробные сведения о ней собрал и напечатал известный знаток сибирской старины и краевед, тобольский протоиерей Александр Сулоцкий. Сказание о чудотворной иконе в двух старинных рукописях хранилось и при Одигитриевской церкви с.Богородского. Рукопись имеет пространное, но выразительное название – «Сказание об образе Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, иже в Сибири, во граде Томске, в веси Богородской, что на великой реке Оби, и о преславных чудесах, бывших от святаго Ея образа, рекомаго гречески Одигитрия, яже толкуется Путеводительница или скорая Помощница». Это сказание почти полностью было напечатано в «Томских епархиальных ведомостях» за 1882 год. В наше время ряд статей об этой иконе был написан сотрудником Томского художественного музея искусствоведом И.А. Евтихиевой.

Милостию Божиею, несколько десятилетий пребывавшая в безвестности чудотворная икона, второй раз явлена нам в эти дни, в год 175- летнего юбилея Томской епархии. Возвращая нам Свою икону, Пресвятая Богородица являет нам материнскую любовь, а вместе с тем обращает к нам призыв, чтоб мы вспомнили о своих духовных корнях, обратили наши взоры к небу, вспомнили о Боге, позаботились о своей духовной жизни.

Сибирский удел Божией Матери

С давних времен на правом берегу Оби километрах в 50 от Томска проживали местные аборигены-язычники. Они занимались охотой, рыболовством, разводили скот. Когда они бывали на левом берегу реки, то часто слышали там неизвестно откуда раздававшийся звон церковных колоколов. Через некоторое время они рассказали об этот удивительном явлении в Томске. Томичи поняли, что место то избрано Господом и Его Пречистой Матерью, чтоб явить на нем многие Свои милости и щедроты.

Левобережье Оби, где слышался колокольный звон, было низменным, часто затоплялось при разливе реки, и потому было менее пригодно для постоянного проживания на нем людей. Однако ради благодатных знамений, бываемых здесь, два брата, возможно двоюродных (обоих звали Иванами), и «насельник» Илларион приобрели эти земли в собственность и обустроили на нем жилище. Так было положено начало новому на Томской земле русскому селению. Некоторые источники относят это событие к середине 17 века. Советская сибирская энциклопедия, изданная в 1929 году, называет 1626 год. Новые поселенцы убедились в правдивости рассказов о слышанном здесь колокольном звоне. Звон колоколов и днем, и ночью слышался все чаще и чаще. Тогда благочестивые обитатели того места на пне дерева поставили часовню-столбец, на котором поместили в особом киоте литографическую икону Божией Матери. Но Господь, желающий явить Томской земле неисчерпаемый сосуд Своих благодеяний и прославить имя Своей Пречистой Матери, положил на сердце местным обитателям написать икону Пресвятой Богородицы «Одигитрии». Однако найти хорошего иконописца в Томске они не смогли. Тогда было принято решение направить в Тобольск насельника Димитрия и там заказать икону. Было это в 1702 году от Рождества Христова, в царствование Всероссийского самодержца Петра Первого. Прибыв в духовную столицу Сибири, Димитрий особым Божиим изволением и молитвами Царицы Небесной, разыскал искусного в иконописании священника церкви Воскресения Христова отца Василия и обратился с нему с просьбой о написании святого образа. Благочестивый и благоговейный священник с усердием принялся за порученное дело. Во все дни иконописания он усердно молился, держал строгий пост и воздерживался от супружеского общения. Когда работа была завершена, иерей Василий пригласил Димитрия и вручил ему новонаписанную икону. «Сказание о Богородский иконе Божией Матери» передает трогательный диалог иконописца с Димитрием. «Добре написал еси, о честный иерею и дивный изографе, образ моея Владычицы Пресвятыя Богородицы Марии! Та за благия труды твоя воздаст тебе Своим милосердием многое, еже око не виде, ухо не слыша и на сердце человека не взыде». Он же с радостными слезами, взяв на руки своя образ Богородичен, отдаде его Димитрию, рек: «Се, ты по желанию твоему даде Владычице видети святой образ! Прими его и неси честно Честнейшую херувим на Самой Ею любимое место». Ко образу же богородичну рече со слезами: «Иди, иди, Владычице, яко в Горняя к Елисавети со тщанием, носящи во утробе Превечнаго, посетити неплодную и родити хотящую изволением в Тебе Носимаго. Како бо тамо утешила еси Твоим пришествием пророка носящую, тако и ныне, о Владычице, во Твоем сем святом образе утеши Тебе желающих и ждущих Твоего, Царице, пришествия. Спасай на Тя уповающих и не остави к Тебе прибегающих, но соблюдай и спасай Твоим заступлением, о милостивая ангелом и человеком Владычице!»

 

Чудеса от Богородской иконы

После этого Димитрий, со слезами и радостью взяв святую икону, поспешно, подобно нашедшему огромное бесценное сокровище, «борзыми ногами» направился к своей ладье (стругу). Икона Пресвятой Богородицы-Путеводительницы была поставлена на почетное место, и скромное судно из Тобольска отправилось в путь. Уже во время этого путешествия Матерь Божия через Свою икону явила первое чудо. Произошло оно недалеко от города Сургута («в пяти поприщах»), где Обь настолько широка, что напоминает морскую губу. Была осень. Подул сильный ветер, и на реке началась сильная буря. Струг бросало из стороны в сторону и заливало водой. Димитрий и его попутчики ввиду неминуемой гибели, обратились с усердной молитвой к Божией Матери перед Ее святой иконой. К всеобщей радости внезапно ветер утих, волны улеглись и сделалась великая тишина. Благодарные путешественники пристали к берегу и перед образом Богородицы вознесли хвалебное моление своей Спасительнице от верной смерти, после чего продолжили путь.

Икона благополучно была доставлена сначала в Томск и поставлена в часовне существовавшего тогда женского монастыря. Спустя некоторое время она была перенесена на предназначенное место и с радостью встречена местными жителями. Вместо прежнего столбца с литографической иконой ими была воздвигнута часовня, в которой поместили новоприбывшую святыню. По свиделельству рукописи, в дореволюционное время хранившейся в Одигитриевской церкви, от иконы стали совершаться многочисленные чудеса, а само поселение, избранное Божией Матерью, получило название села Богородского.

Слава о чудотворной иконе стала быстро распространяться по всей Томской земле и даже за ее пределами. Несколько раз икону по просьбе верующих приносили в Томск. Каждый раз для такого принесения святыни были разные поводы, и всегда Матерь Божия являла от иконы Свою благодатную силу.

В селе Богородском тогда проживала жена одного поселенца по имени Татьяна. Ей во сне явилась Божия Матерь с великомученицей Параскевой и повелела передать жителям села, чтоб тщательно соблюдали пост в среду и пятницу, оставили греховную привычку сквернословия и старались бы жить добродетельно. Чудотворная же икона должна с Крестным ходом быть принесена в Томск, после чего снова возвращена в село. Однако, Татьяна то ли по беспечности, то ли по боязни, что ей не поверят, умолчала о данном ей повелении. Через некоторое время видение повторилось, а Татьяна за свое нерадение была поражена слепотой. Вразумленная наказанием, женщина возвестила всем волю Господа и Его Пречистой Матери. Ее увещания были услышаны и через год состоялся торжественный Крестный ход. Икона на время была принесена в Томск и поставлена в часовне великомученицы Параскевы в женском монастыре. В часовню своими родственниками была привезена из Богородского и ослепшая Татьяна. Во время молебного пения перед иконой она прозрела и совершенно здоровая возвратилась домой.

Еще одно исцеление от святого образа получили жители г. Томска девица Марфа и ее брат. Во время тяжелой болезни брата Марфа обратилась с усердной молитвой к Божией Матери и дала обет отслужить благодарственный молебен перед чудотворной Богородской иконой. Брат получил исцеление, но Марфа забыла об обете и не исполнила его. За совершенный грех она сама была поражена болезнью. В один из дней она наяву увидела около себя появившуюся икону Богоматери «Одигитрия» из села Богородского и седовласого старца, похожего на святителя Николая. Чудесный голос, исходящий от иконы, возвестил девице, что она страдает за пренебрежение к исполнению данного обета, и будет наказана еще больше, пока не исполнит обещания. Марфа действительно ослепла. Она рассказала о бывшем ей видении матери и брату. Те, пораженные рассказанным, а также внезапной слепотой девицы, решились отвезти больную в с. Богородское. Уже на пути Марфа стала немного видеть. Когда в храме священник совершил молебен и окропил больную святой водой, то совершенно прозрела и исцелилась от болезни.

В «Сказании о чудотворной иконе» рассказывается еще о нескольких исцелениях. Парализованный житель Богородского Никифор, исцелился по молитве его отца, возносимой перед чудотворной иконой. Отроковица Татьяна Завьялова, страдавшая заболеванием ног и не могущая ходить, исцелилась и пошла сразу во время совершаемого в храме перед чтимой иконой молебна.

С особым благоговением, подробно повествует о своем исцелении безымянный составитель «Сказания». «Рассказывая о многих, сподобившихся приять милости от Пресвятой Богородицы, — пишет он, — умолчу ли о себе, недостойном? Да не будет этого. Не умолчу, Владычице, силы Твоя глаголати и чудеса славити. Да не уподоблюсь десяти евангельским очистившимся прокаженным, из которых только один возвратился воздать благодарение, услышавши от пребожественных уст Христа: «Не десять ли очистились? Где же девять?» Те евреи явились неблагодарными к своему Благодетелю и не возвратились воздать славу Богу. О, Боже мой, да буду я среди одного, первого, явившего Тебе благодарность, и да не сочтусь с неблагодарными». Далее повествователь говорит о тяжкой болезни чрева, то есть живота, которая жестоко мучила его более десяти лет. Особо тяжкие страдания испытывал несчастный во время ее обострения, которое длилось иногда по два, три месяца, а иногда до полугода. Больной, отчаявшись в излечении, каждый день ожидал смерти. Родителями и родственниками он тоже был многократно «ослезнен и отчаян». Однажды, когда болезнь несколько ослабла, несчастный посетил Благовещенский кафедральный собор Томска, где в те дни находилась доставленная с Крестным ходом из села Богородского чудотворная икона. Во время Вечерни внезапно болезнь вновь обострилась, и сильная боль пронзила все тело. Болящий не смог стоять на ногах, но пав на пол, оказался склоненным головой к клиросу. Взглянув на стоящую рядом чудотворную икону, страдалец стал усердно, со слезами молить Пресвятую Богородицу об исцелении. Дал он и благочестивый обет: в случае исцеления поведать письменно об этом благодеянии людям, воздать сугубое благодарение Пречистой Деве, а также для ежедневного молитвенного прославления сделать список с чудотворной иконы для домашней молитвы. Сразу после молитвы болящий ощутил, как болезнь отступает, и получил немедленное исцеление. Уже совершенно здоровым, на своих ногах он возвращался домой, славя Царицу Небесную. В знак благодарности, заказав точный список с чудотворного образа, он с Крестным ходом, в сопровождении священников и диаконов, с колокольным звоном и церковным пением, доставил его к себе в дом, прославляя свою добрую Целительницу и Заступницу.

 

Храмы села Богородского

Слава о чудотворной иконе Божией Матери быстро распространялась. Через семь лет после ее появления в селе Богородском, в 1709 году, на месте часовни была построена первая деревянная церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери. Но она простояла недолго. Река подмывала берег и постепенно дошла до храма. По этой причине церковь была разобрана, а вместо нее была воздвигнута другая, подальше от берега.

В 1801 году вместо деревянного был воздвигнут каменный храм. Первоначально он был двухпрестольным. Центральный придел был освящен в честь Смоленской иконы Богородицы, а правый – во имя архистратига Божия Михаила. Чудотворная икона находилась в боковом приделе.

Однажды, Божиим попущением страшная беда пришла в Богородское. В сильном пожаре выгорело почти все село. Огонь не пощадил и храма Божия. Но чудесным образом уцелела чудотворная икона, вынесенная из храма старцем, да рукопись «Сказания об иконе». Молитвами Божией Матери село быстро восстановилось, был отремонтирован и храм, в который снова потянулись многочисленные богомольцы, получающие помощь от Царицы Небесной. Росло численно и само село. В 1860 году к храму был пристроен левый придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. 1 октября того же года он был освящен преосвященнейшим епископом Томским и Енисейским Парфением (Поповым), который был благоговейным почитателем чудотворной иконы, часто приезжал и служил в Одигитриевском храме. В 1857 году заботами владыки Парфения на средства томского мещанина Михеева была изготовлена серебряная с позолотой риза, украшенная яхонтами, стразами, изумрудами и тремя бриллиантовыми звездочками.

 

Крестные ходы с чудотворным образом

Почти со времени появления иконы в селе Богородском ее стали приносить для почитания и молитвенного возношения в Томск. Первоначально это делалось не регулярно, а по различным обстоятельствам, но с 1709 года такие Крестные ходы стали ежегодными. Икону выносили из Одигитриевского храма после совершения Божественной литургии 21 мая, в Томске ее встречало множество народа, затем ее несли в Благовещенский собор, где она находилась 15 дней, после чего ее вновь относили в село Богородское. Позднее ее стали приносить в Богородице-Алексиевский монастырь, где она оставалась до 23 июня. Начиная с 1857 года икону стали приносить в собор, где перед ней совершался торжественный молебен. После него чудотворный образ относился в мужской монастырь, находился там до 1 июня, а затем, вместе с другими прибывающими к этому дню чудотворными иконами из Семилужного и Спасского, переносился в Вознесенскую кладбищенскую церковь. Перед всеми святынями совершался молебен на Ключах. После этого чудотворный образ снова приносился в собор. Оттуда по просьбе томичей его носили по частным домам и заведениям для молебнов и благословения. 23 июня рано утром икона с Крестным ходом возвращалась в село Богородское. Там ее встречали не только все жители села, но и крестьяне всей округи. К этому дню в Богородском была приурочена и многолюдная ярмарка с оборотом в 10.000 рублей.

 

Утрата иконы и ее второе обретение

Размеренное течение народной и церковной жизни в нашей стране было нарушено после революционных потрясений 1917 года. Безбожная власть, подвергая поруганию многие святыни, не обошла вниманием и Богородскую икону. С нее был снят драгоценный оклад, украшавший икону более 60 лет. Но святыня оставалась в храме, утешая и укрепляя верующих в непростое время. Но Господу было угодно, чтобы святой образ Его Пречистой Матери разделил судьбу нашего многострадального народа. В 1937 году храм был закрыт. Многие церковные иконы были уничтожены, некоторые спасены прихожанами и укрыты по домам. Следы чудотворной иконы теряются на многие десятилетия. Многие были уверены в том, что она безвозвратно утрачена. Но в душах благочестивых православных христиан теплилась надежда на то, что Матерь Божия вернет нам Свой благодатный образ. Среди прихожан-старожилов бытовало мнение, что икона не погибла, но находится в томской Троицкой церкви. Некоторые указывали на Богородичную икону, вставленную в киот над образом священномученика патриарха Гермогена. Однако при поверхностном осмотре было видно, что икона отличается и изображением, и окладом от чудотворного образа, вид которой сохранился на рисунке томского художника и преподавателя Томской духовной семинарии Кошарова.

22 февраля 2009 года архиепископ Томский и Асиновский Ростислав посетил Шегарский район и совершил Божественную литургию в Одигитриевском храме, устроенном в бывшем административном здании на время созидания новой церкви. Тогда же состоялась встреча с Главой района Майковым Олегом Ивановичем, в ходе которой обсуждались вопросы возрождения духовной жизни в районе. Был затронут вопрос и о чудотворной иконе. Олег Иванович предложил объединить усилия в поисках документов и свидетельств, которые бы помогли прояснить судьбу главной святыни Богородской земли. Благословение эти труды было преподано.

С церковной стороны заботы по сбору исторического материала воспринял настоятель Одигитриевской церкви с.Мельниково иерей Александр Кондратенко. Глава Шегарского района О.И. Майков 2 марта 2009 года создал рабочую группу по сбору информации о церкви села Богородского и чудотворной иконе. В первом совещании приняли участие представители местной власти, Побединской школы и школы №1 райцентра, районного краеведческого музея, настоятель Одигитриевской церкви, а также специалист по историко-культурному наследию департамента по культуре П.Ю.Рачковский и руководители областного краеведческого музея В.Н.Бударин и Г.Л.Битко. Майков О.И. озвучил стоящие задачи и отметил огромную важность начинаемой работы. Результаты не заставили себя долго ждать. В с.Мельниково нашлась женщина, которая утверждала, что ее родственница хранила у себя чудотворную Смоленскую икону Божией Матери, спасенную из закрытой церкви. Эта икона, по ее заверению, была отнесена в Томск и отдана в Троицкую церковь после ее открытия в 1946 году.

Полученная информация сузила рамки поиска и заставила еще раз вспомнить рассказы томских прихожан о нахождении этой иконы в Троицком храме. Икона Богородицы «Одигитрии» была вынута из киота и настоятелем церкви протоиереем Николаем Яськовым доставлена в Епархиальное управление для ее тщательного освидетельствования. В комиссию , возглавленную архиепископом Ростиславом, вошли Глава Шегарского района Майков О.И., настоятель Троицкой церкви г. Томска протоиерей Николай Яськов, настоятель Одигитриевской церкви с. Мельниково иерей Александр Кондратенко, сотрудник Художественного музея Томской области искусствовед Евтихиева И.А. Сразу обратило на себя внимание то, что оклад на иконе инородный; он скомбинирован сразу из трех окладов – с иконы Спасителя (на что указывали финифтевые надписания IC,ХС ), с иконы Смоленской «Одигитрии» ( но поздний, примитивной работы ), а венец – от Казанской иконы Богородицы. После долгих десятилетий этот оклад был снят с образа. Впервые за многие годы все присутствующие увидели старинную икону, настолько потемневшую от времени, что с трудом можно было рассмотреть изображение. На нижнем поле левкас осыпался, а по всей иконе виднелось множество отверстий от гвоздей, что указывало на то, что когда то этот образ был украшен ризой. Удивительно, но последовательность гвоздей полностью соответствовала ризе Богородской «Одигитрии», изображенной на литографии Кошарова. Размеры иконы совпали с размерами чудотворной Смоленской иконы Божией Матери. Шпонки на тыльной стороне иконы также соответствовали старинной описи. Древность доски также указывала на то, что перед нами искомая святыня. Всех охватил священный трепет от соприкосновения с прославленным чудотворным образом, который при таких скромных обстоятельствах второй раз даруется нам Пресвятой Богородицей.

По всей видимости благочестивые православные христиане с.Богородского, чтобы спасти чудотворную икону от поругания и уничтожения в годы богоборчества, сокрыли ее под другой, малоценной ризой. Под ней она и ожидала дня второго ее прославления в год 175-летия Томской епархии.

Однако, икона нуждалась в серьезной реставрации. Поэтому она была доставлена в Москву во Всероссийский научно-реставрационный центр им. академика Грабаря. Его специалисты подтвердили подлинность новообретенной святыни. Реставрацию иконы осуществляла иконописец-реставратор высшей категории Марина Александровна Скутте, ранее известная томичам как автор точного списка с образа Живоначальной Троицы преп. Андрея Рублева. Оказалось, что икона за долгие годы своего существования неоднократно поновлялась, поверх темневшей от времени живописи наносились новые красочные слои. Таким образом подлинное изображение оказалось под тремя слоями позднейших записей. Предстояла кропотливая работа. Буквально по сантиметру приходилось расчищать икону от копоти и поздних наслоений. Но вот работа завершилась, и икона предстала перед взорами людей такой, как она выглядела три столетия назад.

Официальные торжества, посвященные второму обретению чудотворной Богородской иконы, решено было провести 9 и 10 августа, в праздник Смоленского образа Пресвятой Богородицы.

 

БОГОРОДИЧНАЯ ПАСХА НА ТОМСКОЙ ЗЕМЛЕ

9 августа 2009 года в 13 часов 45 минут раздались мерные удары большого колокола Троицкой церкви города Томска. Они возвестили о празднике второго обретения чудотворной Богородской иконы Божией Матери «Смоленская-Одигитрия». Со всех сторон к храму тянулись люди разного возраста и положения, образования и профессии. Их всех объединяла одна радостная весть, в последние дни передававшаяся из уст в уста – древнаяя чудотворная икона «Одигитрии» из села Богородского, ранее считавшаяся безвозвратно утраченной, вновь обретена. Многие были уверены в том, что Сама Царица Небесная в год 175-летия Томской епархии вновь даровала Свой образ православному сибирскому народу.

Храм был переполнен людьми. Многие прихожане не смогли пройти внутрь и благоговейно молились на церковном дворе. В алтаре собралось множество священнослужителей из городских и районных храмов, прибыл архиепископ Томский и Асиновский Ростислав.

Ровно в два часа по полудни отверзлись Царские врата, хор запел «Величание» и из алтаря торжественно была изнесена богато украшенная живыми цветами чудотворная икона. С амвона ею был осенен предстоящий народ, со слезами умиления на глазах и радостью в душе встречавший святыню.

Начался молебен Пресвятой Богородице, совершаемый архиепископом Ростиславом с собором духовенства. Храм был залит светом от всех паникадил, воздух наполнился благоуханием фимиама, а чувство глубокой радости наполняло сердца всех богомольцев. В храме царило общее ощущение пасхального торжества, которое среди лета пришло на томскую землю. При пении тропаря Смоленской иконе Богоматери «К Богородице прилежно ныне притецем» чудотворный образ был вновь поднят с аналоя, и начался Крестный ход. Многолюдный людской поток под звон церковных колоколов вышел из храма и устремился по улицам города. Непрестанно возносилась молитва, призывающая Божие благословение и покров Царицы Небесной на город Томск, Сибирскую землю и ее жителей. Читался акафист и раздавалось всенародное пение, обращенное к Пресвятой Деве Марии: «Радуйся, из глубины неведения извлачающая: радуйся, многи в разуме просвещающая. Радуйся, кораблю хотящих спастися: радуйся, пристанище житейских плаваний. Радуйся, Невесто неневестная». Кресный ход прошел по улицам Томска: Шишкова, Обруб, Набережной р. Ушайки, пер. Батенькова, Гагарина, Беленца, Татарской, пер. Базарному. Через два часа Крестный ход прибыл к школе №12. Там богомольцев, пожелавших продолжить молитвенное празднование второго обретения чудотворной иконы на месте ее явления, ожидали автобусы. Они должны были доставить верующих к в с. Мельниково. Автоколонна, сопровождаемая машинами ДПС, направилась в Шегарский район. Замыкал колонну автомобиль, в котором ехал архиерей, держащий на руках великую святыню.

С молитвой и духовными песнопениями 60-километровый путь от Томска до Мельниково был быстро преодолен. На границе села Крестный ход встретили многочисленные православные жители Шегарского района, прибывшие на торжества в честь чудотворной иконы из многих сел. От границы села Крестный ход направился к Одигитриевской церкви Мельникова, временно расположенной в здании бывшего районного отделения Сбербанка. Справа и слева от дороги, по которой несли чудотворную икону, стояли вышедшие из домов местные жители. Это были и старики, и люди среднего возраста, и дети. Многие из них осеняли себя крестным знамением и присоединялись к богомольцам. Все понимали, что присутствуют при событии огромной духовной значимости – на Шегарскую землю возвращается прославленный многими чудесами образ Пречистой Богоматери, а вместе с ним и заступничество Царицы Небесной. Многие участники Крестного хода позднее свидетельствовали о том, что реально ощущали присутствие с ними Преблагословенной Девы, которая в своем образе шествовала по Сибирской земле, чтоб явить свою заботу всем, кто молитвенно станет притекать к Ее иконе.

На пути к храму началось служение Всенощного бдения: пелись псалмы и стихиры, произносились ектении, были прочитаны паремии. Во всемя «стихир на стиховне» Крестный ход подошел к зданию храма. На паперти была прочитана молитва на благословение хлебов, после чего духовенство и богомольцы зашли внутрь. Оставшиеся на улице люди слушали богослужение, транслировавшееся через динамики. После полиелея весь народ имел возможность приложиться к чтимой иконе Богоматери. Духовенство помазывало богомольцев освященным елеем. Сотни верующих исповедовались, готовясь на следующий день причаститься Святых Христовых Таин.

10 августа 2009 года, в день празднования Смоленской иконе Божией Матери, в селе Мельниково продолжились праздничные торжества. Рано утром туда начали съезжаться паломники со всего Шегарского района, специальные автобусы доставили богомольцев из Томска. Несмотря на будний день на богослужение собралось более тысячи человек. В 9 часов утра началась Божественная литургия, которую возглавил архиепископ Томский и Асиновский Ростислав. Ему сослужило множество священников и диаконов. Храм не вместил всех собравшихся. Поэтому многие усердно молились Господу, чтобы возводимый рядом с ветхим церковным зданием большой кирпичный храм был завершен как можно быстрее.

После литургии все участники богослужения Крестным ходом направились в село Старая Шегарка, ранее именовавшееся Богородским. Именно там до революционных потрясений находился Одигитриевский храм, в котором пребывала чудотворная икона Божией Матери. По пути непрестанно служился молебен с акафистом Пресвятой Богородице. Пятикилометровая дорога до Богородского, в старину именовавшаяся «гатью», проходит по живописной местности. День был солнечным и теплым. Казалось, что сама природа хвалит Творца, а щебечущие птицы прославляют Божию Матерь.

Через полтора часа Крестный ход прибыл в с.Богородское. К сожалению, от старинного храма ничего не сохранилось: на этом месте сейчас находятся частные дачные домики. Однако в непосредственной близости от этого места заботами главы администрации Шегарского района Майкова О.И. и настоятеля Одигитриевской церки с. Мельниково иерея Александра Кондратенко был установлен поклонный Крест. На это святое место, где более двух столетий находился Богородский образ Божией Матери «Одигитрии», и прибыл Крестный ход. После восьми десятилетий запустения вновь зазвучали церковные песнопения, а чудотворная икона возвратилась туда, где она пребывала, источая милости и исцеления благочестивым православным христианам.

После молебна архиепископ Ростислав произнес слово, в котором напомнил богомольцам историю явления чудотворной Богородской иконы и призвал всех возблагодарить Бога и его Пречистую Матерь за второе явление нам прославленного образа. С приветственным словом к собравшимся также обратился глава Шегарского района Майков О.И. Он поблагодарил всех, кто занимался организацией праздника, а также пожелал всех благ участникам торжества.

В завершение праздничного богослужения были возглашены уставные многолетия Святейшему Патриарху, епархиальному архиерею, богохранимой стране Российской, власти, воинству и всем православным христианам. Архиепископ Ростислав при этом на четыре стороны осенил чудотворной иконой Богоматери окрестности села и молящихся.

Тогда же был объявлен сбор средств и ювелирных украшений на изготовление новой ризы на чудотворную икону, вместо утраченной в послереволюционные годы. На призыв откликнулись очень многие. Люди несли кольца, цепочки, серьги. Изготовление оклада было поручено известному московскому ювелиру Анискину А.И., который незадолго до этого трудился над изготовлением оклада на чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери. 30 июля 2010 года, незадолго до годовщины второго обретения чудотворной Богородской иконы Божией Матери «Одигитрии», в мастерской ювелира архиепископ Ростислав освятил и возложил на икону новосооруженный оклад. Ставший поистине выражением всенародной благодарности Пресвятой Богородице за ее милость и любовь.

Матерь Божия по великой Своей милости и любви возвратила нам долгое время пребывавшую в безвестности святыню. В настоящее время она снова пребывает среди нас, источая благодатную помощь и утешение. От нас же Царица Небесная ожидает благочестивой христианской жизни по заповедям Её Божественного Сына – Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.