Памяти праведного Иоанна Кронштадтского — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Памяти праведного Иоанна Кронштадтского

14  июня – память праведного Иоанна Кронштадтского

 

Архимандрит Иосиф (Еременко)

 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

о деньгах и сребролюбии

Через руки святого праведного Иоанна Кронштадтского, особенно, когда имя его стало известно по всей Российской империи и за ее пределами, ежедневно проходили огромные суммы денег, и он из личного опыта знал, как легко может человек поддаться власти денег и как можно избежать этой беды.

Отец Иоанн так определил причину власти денег, их привлекательности для многих людей: «С тех пор, как враг склонил первых людей ко греху чувственными благами, он как бы захватил в свою власть сребро и злато… и ими пленяет и держит в своей власти всех неосторожных»; «Деньги – средство, которым мир держит в своей власти преданных сребролюбию и скупости. Деньги – лакомая приманка, которой мир привлекает к себе неразумных и жадных. А диавол мир держит в своих сетях чрез сребролюбие».

Те люди, которые поражены недугом сребролюбия, разрушают сами себя: «Сребролюбие – корень всякому злу: некоторые из-за денег впали в заблуждение и накликали на себя множество болезней». «Сребролюбцы, как тати, чрезвычайно боятся, как бы не узнали и не сказали другие, что они богаты, – и точно они тати, потому что похищают дары Божии у бедных. Они обижаются и раздражаются, когда напоминаешь им о полноте их денежного кошелька». Деньги убивают душевно и телесно того, кто всем сердцем привязан к ним.

Там, где царствуют деньги, нет места и добрым, искренним человеческим отношениям: «Есть други и приятели, но только до тех пор, пока дело не коснулось их выгоды; как коснулось, тотчас из друзей они делаются чужими тебе, потому что между тобой и ими становится другой, могучий друг – деньги, хотя бездушный и хладный, охлаждающий весь пыл их прежней любви к тебе».

Деньги «сильно мешают нашей душе возноситься горé, или мудрствовать о Горнем Отечестве, и чем их больше, тем они сильнее тянут нашу душу к земле и побуждают ее делать разные земные затеи: постройки, богатые убранства в жилище, богатые одежды, роскошные яства и питья и, таким образом, отнимают и святое рвение, и драгоценное время у души нашей, которая здесь должна искупать себе вечное блаженство».

Чтобы не заразиться сребролюбием, надо относиться к деньгам правильно, надо научиться легко, спокойно их тратить, быть щедрым благотворителем. Щедрый человек – счастливый человек, и вокруг него все счастливы. Отец Иоанн пишет: «Помни: деньги всегда должны быть ниже тебя и должны служить тебе и твоим ближним в их нуждах. Потому смело будь гостеприимен: веселись с твоими друзьями и знакомыми; питай нищих, одевай их; служи больным. Да будут они всегда средством распространять благо человечества: мир, любовь, радость»; «Бедным давай, не думая о том, что оскудеешь: дающий не оскудевает. Не высчитывай скупым и лукавым сердцем суммы, им подаваемой, – иначе лукавый остановит тебя в добром деле, представив множество раздаваемых денег. Давай, как говорится, завязавши глаза».

Особенно опасно и противоестественно пристрастие к деньгам священника. Отец Иоанн получал много денег и щедро их раздавал, но в начале своего пастырского служения для его совести большой проблемой было получение денег за совершение треб, потому что, как справедливо считал Кронштадтский пастырь, «плата» за молитву обесценивает молитву. Прихожанин сам сможет отблагодарить священника за труды. «Наше дело, – пишет отец Иоанн, – служение спасению людей – очень великое и досточтимое. Мы должны быть совершенно преданы своему делу и не думать о деньгах, о пище и одежде; те, для кого мы служим, должны награждать нас за наши неоцененные для них труды из своей собственности». «Когда совершаешь требу, не думай о плате за нее, а ищи, прежде всего, в своем деле Царствия Божия и правды его: как бы совершить ее достойнее и во спасение молящихся; все же прочие приложится тебе [Мф. 6: 33]. О плате позаботится Бог, Который сказал: трудящийся достоин награды своей, и: не заграждай рта у вола молотящего [1 Тим. 5: 18]».