Проповедь в день память мученика Вонифатия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святой мученик Вонифатий жил в III веке, во времена императора Диоклетиана. Он был рабом знатной римлянки по имени Аглаида. Занимая должность управляющего богатым имением своей хозяйки, он вел нечестивую жизнь, в соответствии с весьма вольными нравами тогдашнего Рима. Вместе со своей хозяйкой Вонифатий предавался винопитию и блуду. При этом он был человеком от природы добрым и щедрым, с радостью оказывал гостеприимство странникам и любил раздавать милостыню неимущим. Под коростой греха билось доброе сердце.

И Аглаида не была безнадежной злодейкой. Она не жила спокойно во грехе. Совесть – голос Божий в человеке. Будучи нравственным законом, написанным прямо на сердце человека, совесть действует во всех людях. Каждый человек, каким бы он ни был злодеем, чувствует беспокойство, скорбь и тесноту, когда делает зло. Грешники, когда делают зло или предаются разврату, знают по внутреннему чувству, что за эти поступки последует Божие наказание (см.: Рим. 1: 32). Совесть Аглаиды не молчала, обвиняла ее, не давала ей спокойно жить. Как-то услышала она от христиан, что человек, почитающий мощи святых мучеников, по их заступничеству получит от Господа прощение грехов. Тогда, призвав к себе Вонифатия, Аглаида велела ему отправляться в Малую Азию, где христиане в то время подвергались жестоким гонениям, чтобы за деньги приобрести там святые мощи и привезти их в Рим. На это слуга пошутил: «А если я привезу тебе свои собственные останки, будешь ли ты почитать меня как святого?» Аглаида ответила: «Сейчас не время для шуток. Поспеши отправиться в путь, а я, грешница, с нетерпением буду ожидать твоего возвращения, дабы получить прощение от Господа».

Вонифатий прибыл в город Тарс – родину апостола Павла, столицу Киликии – во главе многочисленной свиты, имевшей при себе много золота и все необходимое, чтобы забальзамировать останки какого-нибудь мученика и с почестями перевезти их в Рим. Он немедленно направился в амфитеатр, где как раз в то время происходила жестокая казнь десятков христианских мучеников. Вонифатий с ужасом наблюдал, как одного из них разрывали на части, привязав за руки и за ноги к четырем столбам, другого подвешивали вниз головой, третьих яростно бичевали, а иным раздирали бока железными крюками. Однако все они оставались тверды и неколебимы в своей вере. Это зрелище поразило Вонифатия в самое сердце. Позабыв о прошлой нечестивой жизни, он в слезах бросился к стопам мучеников, благоговейно облобызал их оковы и, прося помянуть его в своих святых молитвах, во всеуслышание объявил о том, что он тоже является последователем Христа.

Приведенный на суд к свирепому, кровожадному правителю этой области, Вонифатий с презрением отверг служение идолам и твердо исповедал Спасителя. Доставленный в цирк, он по молитвам святых мучеников переносил различные истязания с таким бесстрастием, как будто уже покинул этот мир и был чужд собственному телу. Ему вонзали под ногти заточенный тростник, лили в рот расплавленный свинец, опускали в котел с кипящей смолой, но никакие мучения не могли сломить его дух. На следующий день Вонифатий с радостью выслушал вынесенный ему смертный приговор.

Спутники святого Вонифатия, решив поначалу, что он, по своему обыкновению, зашел в какую-нибудь таверну или другое подобное место, начали уже беспокоиться из-за его продолжительного отсутствия и отправились на поиски. В городе они встретили брата местного палача, который рассказал им, что накануне был казнен некий римлянин, по описанию похожий на их товарища. Хотя они не могли себе представить, чтобы этим мучеником был весельчак Вонифатий, они все же поспешили в амфитеатр. С изумлением они обнаружили там тело своего спутника, которое выкупили за имевшееся у них золото и с почетом доставили в Рим.

В это время Ангел Господень явился Аглаиде и произнес: «Встань и иди навстречу тому, кто был твоим слугой и товарищем в блуде, а ныне стал нашим братом. Прими его как господина, ибо благодаря ему простятся тебе все твои грехи». С радостью в сердце женщина снарядила пышную свиту, чтобы достойно встретить святые мощи еще на пути в Рим. Так шутка Вонифатия стала пророчеством.

Впоследствии Аглаида построила на месте встречи святых мощей большую и красивую церковь во имя мученика. И, раздав все свое состояние нищим и презрев с тех пор радости суетного мира, она всецело посвятила себя подвигам благочестия и молитвы и со временем получила от Господа дар чудотворения.

Память святого мученика Вонифатия совпадает с первым днем очередного года по гражданскому календарю. В эти первые часы наступившего Нового года мы по милости Божией собрались в этом храме на Божественную службу, чтобы молитвами прославить святого мученика, который не только своим бессмертным духом, но и своей нетленной плотью пребывает сейчас вместе с нами.

Но более всего мы прославляем сейчас Бога, давшего нам благодатную возможность быть в Его святом храме и благодарить Его «о всех, ихже вемы и ихже не вемы, явленных и неявленных благодеяниих бывших на нас» в уходящем году. Мы благодарим Бога за то, что в минувшем году Он сохранил нашу жизнь в этом мире и сам этот мир; что не потребовал нас на Свой суд с грехами нашими; что отвратил от нас тяжкие болезни, страдания, потери; что сохранил жизнь дорогих нашему сердцу людей; что давал нам все необходимое для жизни временной и жизни вечной.

Также мы в уходящем году видели, как хрупок этот мир, как то, что казалось постоянным, незыблемым, вдруг с шумом рушится: среди планов и начатых дел неожиданно люди уходят из этой жизни; наводнения, землетрясения, извержения вулканов прерывают привычный ход жизни; как страдают люди, рушатся семьи и общества от различных воин, которые возникают в разных местах планеты… И, как говорит архиепископ Сан-Францисский Иоанн, «льется поток людской через край этого мира – в вечность».

И тем не менее люди ожидают новой жизни, жизни счастливой и благополучной. Это справедливое ожидание, и такая жизнь возможна, но не надо при этом забывать, что все наши планы, все наши желания и надежды ничего не стоят, более того, являются, как говори апостол, злом (см.: Иак. 4: 16), если наша жизнь строится без Бога, если мы устраняем Бога из нашей жизни, надеясь только на свои силы. Только Бог является Господином и Хозяином этой жизни, только Он сохраняет нашу жизнь и полагает ей пределы. Каждый человек, его жизнь, его дела зависят от святой воли Божией, а сама по себе наша жизнь ничего не стоит, она – «пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак. 4: 14).

Но при всей внешней слабости и беспомощности человек может быть удивительно мужественным и сильным. И силен бывает человек не физически и интеллектуально, а духовно, когда человеческий дух верой соединяется с Духом Божиим, тогда «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4: 13).

Пример такой сверхчеловеческой силы в человеке являет нам святой Вонифатий. Этот несчастный блудник и горький пьяница, наблюдая мучения христиан, их стойкость, несокрушимую веру и любовь к Богу, вдохновился их примером, вдруг увидел всю ничтожность своей прежней греховной жизни и красоту и величие жизни христианской – и всем существом своим уверовал во Христа Спасителя. Он увидел своими духовными очами, что залитая кровью арена амфитеатра прекрасней того жилища греха, где обитал он прежде. Дух его соединился с Духом Божиим – и началась новая жизнь, жизнь настоящая, счастливая, жизнь блаженно-бессмертная.

Мученик Вонифатий был таким же человеком, как и каждый из нас, преодолел свои пороки, достиг святости. Он понимает наши проблемы и готов помочь нам, молящимся у его святой иконы, своим богоприятным ходатайством у Престола Благодати. И через его святые мощи Господь – Источник всех благих и Дародатель – пошлет нашим душам очищающее и исцеляющее врачевание, изгоняющее смертоносный яд греха. Это благодатное врачевание укрепит и предохранит наши души, не допустит заразе вернуться. И действие этого благодатного врачевания простирается на всего человека, не только на его душу, но и на тело, становясь нашим воскресением к новой жизни со Христом. Тогда действительно наша жизнь станет новой, мирной, счастливой.

«Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи», сохраняя нас в мире и спасая молитвами Богородицы и святого угодника Твоего Вонифатия. Аминь.

Архимандрит Иосиф (Еременко)