Проповедь в день память праведного Иоанна Кронштадтского

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В 29-ти километрах от Санкт-Петербурга среди вод Финского залива величественно раскинулась панорама бывшей военно-морской крепости Кронштадт. Кронштадт – город морской славы России, город, который является гордостью любого русского человека. С этим городом для всякого православного неразрывно связано имя святого праведного Иоанна Кронштадтского – великого русского святого, всероссийского пастыря и молитвенника, положившего все силы и жизнь за свою паству, явив собой образ истинного православного священника. Здесь в течение 53 лет совершал свой пастырский подвиг отец Иоанн Кронштадтский.

При первом же знакомстве со своей паствой молодой священник увидел, что здесь ему предстоит не меньшее поле для самоотверженной и плодотворной пастырской деятельности, нежели в далеких языческих странах. Безверие, иноверие и сектантство, не говоря уже о полном религиозном равнодушии, процветали тут. Кронштадт был местом административной высылки из столицы порочных людей. Кроме того, там много было чернорабочих, работавших главным образом в порту. Все они ютились, по большей части, в жалких лачугах, землянках, попрошайничали и пьянствовали. Городские жители немало терпели от этих морально опустившихся людей, получивших название «посадских». Ночью не всегда безопасно было пройти по улицам, ибо был риск подвергнуться нападению грабителей.

Вот на этих-то, казалось, нравственно погибших людей, презираемых всеми, и обратил свое внимание исполненный духа подлинной Христовой любви великий пастырь. Среди них-то он и начал дивный подвиг самоотверженного пастырского делания. Ежедневно стал он бывать в их убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал им материально, раздавая все, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог. Эти кронштадтские «босяки», «подонки общества», которых отец Иоанн силой своей сострадательной пастырской любви делал людьми, возвращая им утраченный ими человеческий образ, первые «открыли» святость отца Иоанна. И это «открытие» очень быстро восприняла затем вся верующая Россия.

Отец Иоанн Кронштадтский имел от Бога дар чудотворения. Он исцелял молитвой своей не только русских православных людей, но и мусульман, и евреев, и обращавшихся к нему из-за границы иностранцев. Этот великий дар был наградой отцу Иоанну за его подвиги – молитвенные труды, пост и самоотверженные дела любви к Богу и ближним.

И вот скоро вся верующая Россия потекла к великому и дивному чудотворцу. Вначале он сам шел к народу в пределах одного своего города, а теперь народ со всех концов России устремился к нему. Тысячи людей ежедневно приезжали в Кронштадт, желая видеть отца Иоанна и получить от него ту или иную помощь. Еще большее число писем и телеграмм получал он: кронштадтская почта для его переписки должна была открыть особое отделение. Вместе с письмами и телеграммами приходили к отцу Иоанну и огромные суммы денег на благотворительность. О размерах их можно судить только приблизительно, ибо, получая деньги, отец Иоанн тотчас все раздавал. По самому минимальному подсчету через его руки проходило в год не менее одного миллиона рублей. Сумма по тому времени громадная. На эти деньги отец Иоанн ежедневно кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте замечательное учреждение – «Дом трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими и приютом, основал в своем родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в Санкт-Петербурге построил женский Иоанновский монастырь на Карповке, в котором и был по кончине своей погребен.

Надо только представить себе, как проходил день у Кронштадтского подвижника, чтобы понять и почувствовать всю тяжесть и величие этого беспримерного подвига.

Вставал отец Иоанн в три часа ночи и готовился к служению Божественной Литургии. Около четырех часов он отправлялся в собор к заутрени. Здесь его уже встречали толпы паломников, жаждавших получить от него благословение. Тут же было и множество нищих, которым отец Иоанн раздавал милостыню. За утреней отец Иоанн непременно сам всегда читал канон, придавая этому чтению большое значение. Перед началом Литургии была исповедь. Из-за громадного числа людей, желавших исповедаться у Кронштадтского пастыря, им была введена, по необходимости, общая исповедь. Производила эта исповедь на всех участников и очевидцев потрясающее впечатление: многие каялись вслух, громко выкрикивая, не стыдясь и не стесняясь, свои грехи.

Кронштадтский Андреевский собор, вмещавший до пяти тысяч человек, всегда был полон, а потому очень долго шло причащение, и Литургия раньше 12 часов дня не оканчивалась. Служба отца Иоанна представляла собой непрерывный, горячий молитвенный порыв к Богу. Во время службы он был воистину посредником между Богом и людьми, ходатаем за грехи их, был живым звеном, соединявшим Церковь земную, за которую он предстательствовал, и Церковь Небесную, среди членов которой он витал в те минуты духом.

Был отец Иоанн замечательным проповедником, причем говорил он весьма просто и чаще всего без особой подготовки. Он не искал красивых слов и оригинальных выражений, но проповеди его отличались необыкновенной силой и глубиной мысли, и вместе с тем исключительной богословской ученостью, при всей своей доступности для понимания даже простыми людьми. В каждом слове его чувствовалась какая-то особенная сила, отражение силы его собственного духа.

20 декабря 1908 г. (2 января 1909 г. по новому стилю) великий праведник мирно отошел ко Господу, и был погребен в нижнем храме основанного им Иоанновского женского монастыря на Карповке в Санкт-Петербурге.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 7-8 июня 1990 г. отец Иоанн Кронштадтский был канонизирован. Его память установлено совершать 20 декабря / 2 января – в день блаженной кончины.

Сегодня, во второй день Нового года, мы собрались в этом храме, чтобы молитвенно почтить память великого русского святого.

Поздравляя всех вас с Новолетием, хочу обратиться к вам с пожеланиями словами святого Кронштадтского подвижника:

«С нового года будем непременно трудиться, с Божией помощью, над обновлением самих себя, сделаемся новою тварью, с отложением ветхости греха. И так, дальше от нас с нового года всякий грех! Дальше низкое самолюбие, плотоугодие, сладострастие! Дальше гнев, ярость, ненависть, раздражительность, ругательства, хулы, ложь! Дальше пьянство, объедение! Дальше любостяжание, скупость, жестокосердие! Дальше леность и нерадение о спасении душ своих, дальше леность и невнимание к молитве, леность и косность к добрым делам! 3аймемся с нового года хорошенько своими душами, своим вечным спасением, своей вечной судьбой и своим обновлением. Аминь».