Проповедь в праздник Крещения Господня

Архимандрит Иосиф (Еременко) 

 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем второе после Рождества Христова событие, в котором проявилась Божественная любовь к человеку, проявилась тайна спасения человека, – мы празднуем Крещение Господне. 

И до Христа, в Ветхом Завете, жили праведники, жили благочестивые люди, достигшие возможно полного исполнения закона, достигшие святости своими личными волевыми, физическими, интеллектуальными усилиями. Закончив земную жизнь, они достигли места блаженства праведников – оказались в лоне Авраама, но Царство Небесное не было им доступно. 

И Бог пришел в этот мир. Произошло событие, которое изменило историю человеческого рода. С пришествием в наш мир Спасителя перед нами открылась возможность общения с Самим Богом, открылись врата Царства Небесного. Мы теперь не только знаем, как надо жить правильно, что для этого надо делать, но и имеем реальную возможность так жить, имеем возможность прикоснуться к Божественной силе, которая поддерживая, укрепляя нас, преображает нашу личную жизнь и все вокруг. Вслед за благодатным, с Божией помощью, исправлением нашей жизни последует и благодатное преображение окружающего нас мира. О такой возможности знали еще в Ветхом Завете: «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостивВместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа» (Ис. 55: 6-7, 13). 

Тогда об этом только знали, а сейчас это стало реальностью через Крещение Господне. 

Через великое освящение воды в праздник Крещения Господня Святая Церковь являет нам правду о том, что благодать Божия стала доступна нам, она реально действует в этом мире через эту воду. 

Благодать Божия, проникая водное естество, нечто изменяет в нем. Внешне вода не изменяется, сохраняется ее химическая формула, физические свойства, но она становится другой – она теперь наполнена Божественной благодатью и имеет чудодейственную силу. Поэтому и называется великой агиасмой, т.е. великой святыней. В молитвах при освящении воды мы слышим, что все, с верой «прикасающиеся» к ней, «почерпающие» ее, «причащающиеся и мажущиеся» ею, получают освящение, исцеление от физических и духовных недугов; она защищает, становится непреодолимой преградой для всех наветов видимых и невидимых злых сил. Поэтому все православные христиане причащаются этой святой водой, окропляют ею себя, свои жилища, землю, дающую пропитание, домашний скот. Так было на Святой Руси с древности, так есть и сейчас. 

Великая агиасма приводит нас к жизни вечной, через нее другая реальность открывается нам, нам открывается Божественная жизнь, и, оставаясь в этом мире, во зле лежащем, через великую агиасму мы входим в настоящую жизнь, жизнь Божественную, в Царство Небесное. 

Вот, какое великое сокровище каждый из нас сейчас унесет с собой из храма домой! 

Но надо знать, что благодать Божия сама по себе действовать не будет. Святая вода, принесенная сегодня из храма домой, сама по себе ничего не изменит в нашей жизни. Необходимо наше желание измениться. Необходимо наше волевое усилие в эту сторону, в сторону Бога, и тогда Господь ответит на это наше желание: «Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш… придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне» (Ис. 35: 3-6). 

Итак, «почерпните воду из источников спасения, и скажите в этот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, – да знают это по всей земле» (см.: Ис. 12: 3-5). 

Пусть эта великая агиасма, принятая нами с верой и благоговением, станет для нас тем благодатным потоком, который унесет нас в жизнь вечную. Аминь.