21 января – память мученика Або Тбилисского — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

21 января – память мученика Або Тбилисского

Або Тбилели

21 января – память мученика Або Тбилисского

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Проповедь в Петропавловском соборе г. Томска

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Когда-то великий апостол Петр, проповедуя Евангелие язычникам, сказал: «Во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему» (см.: Деян. 10: 35).

В истории Церкви Христовой есть примеры, когда христианами становились очень далекие от Христа люди, родившиеся и воспитывавшиеся в совершенно иной религиозной традиции.

«Мы удивляемся тебе, святой мученик! Ибо в свирепое время господства исмаильтян ты добровольно избрал унижение за Христа и отверг мечом поддерживаемую веру, исповедал истину и Распятому поклонился, как Господу и Богу.

Через тебя, святой мученик, обновилась любовь Христа к нам и вера наша в Него, ибо мы смешались с народом, чуждым нам по вере, отступником от Христа, любящим мимолетный сей мир, с племенем, неверующим в Сына Божия, с хулителями веры нашей, от которых мы научились делам их и, в подражание им, мы, как бы лишенные надежды Христовой и забывшие вечную жизнь, поработились страстям сердца нашего».

Так писал о святом покровителе и защитнике города Тбилиси, мученике Або Тбилели, или Тбилисском, свидетель его мученической кончины Иоанн Сабанисдзе, оставивший нам его житие, известное под названием «Мученичество Або Тбилели».

В VIII веке православная Грузия была оккупирована мусульманами. Тогда Тбилиси был столицей Тбилисского эмирата, подчиненного Арабскому халифату.

Среди мусульман жил в Тбилиси 18-летний юноша-араб из Багдада по имени Або. Познакомившись с христианами, Або выучил грузинский язык и письмо, стал изучать Библию, вести аскетический образ жизни, посещать богослужения и постоянно искал случая принять Крещение в безопасном месте, так как боялся соплеменников-мусульман. Своими добродетелями он заслужил общую любовь и уважение грузин.

Через некоторое время случай привел Або в Хазарию, где принял он Крещение от рук пресвитеров, ибо в северной этой стране было много селений и городов, которые жили беспрепятственно в вере Христовой. Сбылось желание Або – он стал христианином. После чего Або оказался в Абхазии. Там он вел строгую подвижническую жизнь, постоянно размышлял над Священным Писанием, подолгу молился на церковных службах.

О благочестивой жизни Або стало известно владетелю и епископу Абхазии. Они часто призывали юношу для духовной беседы, удивляясь его глубокой вере и знаниям. Но, желая избежать мирской славы, Або предался безмолвию и лишь через три месяца, в день Светлого Воскресения Христова, прервал свое молчание, славя и проповедуя Воскресшего Спасителя.

Пришло время для Або исполнить свое земное предназначение.

Промыслом Божиим он был возвращен в мусульманский Тбилиси, где открыто исповедовал Христа Спасителя и тем навлек на себя мстительный гнев персов. Або был заключен в темницу, а затем приведен на суд. Уговорами и обещаниями всяческих богатств и почестей его пытались вернуть в ислам. Святой мученик, исполнившись Духа Святого, сказал: «Я решил, что я христианин!» Судья спросил его: «Ты еще не оставил глупость и заблуждение свое?» Або ответил: «Если бы я был глуп и неразумен, не удостоился бы последовать за Христом!»

И когда поняли, что Або остается непреклонным, вновь бросили его в темницу.

В праздник Крещения Господня 786 года святой Або приобщился Святых Таин и вскоре был уведен стражниками на казнь. Надеясь страхом вынудить отречься от Христа, святому Або трижды нанесли удар тупой стороной меча. Мученик остался непоколебим. Тогда Або был обезглавлен.

«Радуйся о Господе, мученик! Ты уподобился последнему из апостолов Павлу и отвержением отеческой веры, и исповеданием Христа, Сына Божия; подобно ему и тебе отсекли голову».

Христоборцы отвезли тело святого на скалистый берег реки Мтквари, на место, называемое Сагодебели, то есть «место скорби», потому что там находились могилы жителей города, где обложили тело дровами и сеном, облили керосином и сожгли. Пепел и кости, не поддавшиеся огню, злодеи зашили в шкуру овцы и бросили в реку. Пучина реки стала могилой святого мученика, воды же ее, которые обмывали святые кости его, сделались одеждой для них, чтобы кто-нибудь небрежно не коснулся их.

Тогда христиане Тифлиса отбросили страх, стали выходить на то место, где было сожжено тело святого. Старики спешили, опершись на свои посохи, хромые прыгали, подобно оленям, юноши бежали, отроки друг друга обгоняли, женщины бежали со слезами, неся в руках свечи и ладан. Все с радостью и благодарностью ко Христу приходили туда, брали землю с того места, при этом многие исцелялись от болезней.

Всесильный Бог явил силу Свою и почтил мученика Своего: Он сотворил дивные чудеса, дабы все знали, что Або – мученик Христов.

Когда же стемнело, «в час ночи Бог ниспослал на то место звезду, блиставшую, как огненная лампада; она долго стояла над тем местом, где был сожжен блаженный мученик Христа. Она висела высоко в воздухе до трех часов ночи, даже больше, и испускала сияние не огня земного, но страшной молнии».

На следующую ночь воды Куры излучали еще более удивительный свет, как пишет очевидец: «Этого света не могли прекратить воды, ни бездна, ни бушующие сильные волны не могли потушить его. Под мостом, где брошены были богочестные кости мученика, воссиял, как молния, столбообразный свет. Он стоял долго и освещал берег реки, скалу и мост сверху донизу. Свет этот видели многие горожане, дабы все уверовали, что Або является истинным мучеником Иисуса Христа».

В XIII веке на месте сожжения тела святого Або Тбилели был построен знаменитый храм Метехи, а ХIХ веке у подножия скалы, у самой воды, в благодарность за чудесное исцеление некий христианин соорудил часовню.

Метехи
Часовня мученика Або Тбилисского

Господь сподобил меня неоднократно быть на том святом месте, молиться у той часовни, на стене которой находится чудесный мозаичный образ святого покровителя Тбилиси, мученика Або Тбилели.

Мозаичная икона Або Тбилисского

Там особенным образом звучат слова из жития святого, составленного очевидцем тех великих событий Иоанном Сабанисдзе:

«Вначале никто не знал тебя – кто ты, из какого племени или народности, или в какой вере жил; теперь же они [т.е. мучители] невольно показали тебя исповедником Христа, вследствие чего все признали тебя мучеником Христовым.

Вся тварь почтила тебя: небо засвидетельствовало праведность твою ниспосланием огня на то место, где ты, как беспорочный агнец, принесен был в жертву через сожжение огнем.

Земля, на которой сожжено было пречистое твое тело, вознесла тебя Богу, как жертву чистую и угодную Ему, ибо она сделалась престолом Авеля, Еноха, Авраама и Илии, которые приносили Ему жертву всесожжения.

Равно и место твое жертвенное уподобилось каждению священников Аарона и Захарии, ибо на огненных углях благовоние плоти твоей возносилось пред Господом, как благоухание кадильное во Святое святых в раю небесном.

Тебя река приняла как мученика Христова. Христос же Бог тьму бездны осветил светом небесным.

Как восхвалю тебя, добропобедный мученик Христов?

Ибо ты, новый исповедник Христа, сделался учителем нашим, ученых еще более вразумил, колеблющихся подкрепил, твердостоящих обрадовал, язычников расположил принимать веру Христову, нам оставил память о своих муках и всех нас сделал проповедниками твоего имени.

Ныне все мы просим твое христолюбие: будь молитвенником пред Спасителем за всех нас, испрашивающих через тебя у Христа Бога милость, ибо Того есть слава, честь и держава со Отцом и Всесвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь!»